Техника синхронного плавания

версия для печативерсия для печати
Опубликовано
Наташка
http://www.fizkult-ura.ru

Синхронное плавание

Синхронное плавание в известной мере сродни художественной гимнастике, фигурному катанию на коньках и, еще более, балету на льду (как уже отмечалось, его не случайно называют «балетом на воде»).

В классическом балете и в балете на льду движения танцоров являются специфическими и значительно отличаются от движений при обычной ходьбе, беге или беге на коньках.

Своеобразие фигурного катания и балета на льду обеспечивается условиями места выполнения упражнений: лед ускоряет движения спортсменов, делает танец более динамичным. Вода же замедляет скорость, а выполнение движений в трехмерном пространстве, погружения и всплытия, вращения и перевороты с использованием в качестве опоры только водной среды выдвигают новые требования к технике перемещения, к способам контакта с партнерами и др. Поэтому в синхронном плавании способы передвижения в воде и техника плавания будут несколько иными, чем в спортивном плавании.

При освоении техники синхронного плавания необходимо изучить новые позиции в воде, движения руками и ногами, перемещения вокруг различных осей тела. Кроме того, техническая подготовка водных фигуристок должна включать в себя отличное владение четырьмя спортивными способами плавания, умение синхронизировать свои действия с товарищами по команде, ориентироваться под водой и т.д. Руки в синхронном плавании служат не только для создания силы тяги (продвигающих усилий) вперед, но и для раскрытия темы произведения и художественного образа.

Синхронное плавание относится к технически сложным видам спорта, и поэтому движения руками в нем значительно отличаются от спортивного плавания большим разнообразием и арсеналом положений. В синхронном плавании руки при движении могут быть прямыми, согнутыми в различных положениях и в различных направлениях. Ими можно работать поочередно или одновременно.

Синхронное плавание

Во всех вариантах перемещений в воде и при удержании необходимой позиции важными являются движения руками «восьмеркой». Они выполняются почти у бедёр, быстро и энергично. С помощью этого сохраняют вертикальное или горизонтальное положение на месте. Например, для удержания горизонтального положения ладонями выполняют восьмеркообразные поддерживающие движения у бедер. В вертикальном положении для поддержания необходимой высоты руки могут работать или у поверхности воды, или у бедер, перемещаясь сверху вниз восьмеркообразными движениями, или же по поверхности воды справа налево и слева направо.

Во время продвижения ногами или головой вперед в положении на спине или на груди также возможна работа одними ладонями в непосредственной близости от тазобедренных суставов. Такая же восьмеркообразная работа руками или только ладонями применяется и в различных позициях с вытянутыми вверх руками.

Во время выполнения вращательных движений вокруг продольной оси тела как в горизонтальной, так и вертикальной плоскостях руки выполняют вращательные движения вокруг туловища в противоположном направлении. Если, например, для создания вращения тела слева направо левая рука идет вокруг туловища спереди назад, то другая рука движется сзади в противоположном направлении.

Следует отметить, что такие движения руками дают возможность перемещаться во всех направлениях с желаемой скоростью и являются основными во время выполнения большинства фигур на поверхности воды.

При гребковых движениях для осуществления всевозможных перемещений ладонь, как правило, принимает такую же форму, как в спортивном плавании. Однако при выполнении композиции для развития и выражения темы пальцы могут быть расставлены в стороны, сжаты в кулак и т.д.

Движения ногами в синхронном плавании не только обеспечивают передвижение спортсменки. Во всех упражнениях и фигурах ноги служат для удержания тела в различных статических позах и являются необходимым элементом, играющим большую роль в зрелищном восприятии композиции. При этом первостепенное значение имеют такие качества, как растянутость связок — умение вытянуть пальцы ног, большая гибкость и подвижность в голеностопных и тазобедренных суставах. Поэтому чрезвычайно важным является рациональный подбор упражнений, направленных на развитие гибкости и подвижности различных суставных групп (упражнения в зале, у балетного станка, акробатические упражнения, упражнения в воде).

В основном положении на спине или на груди ноги могут занимать различные позиции. Например, обе ноги — прямые и находятся на поверхности воды; одна нога — прямая, другая — в той или иной степени согнута в коленном суставе. В этом случае стопа согнутой ноги располагается у лодыжки выпрямленной ноги, у середины голени или у коленного сустава на середине бедра; нога перпендикулярна поверхности воды.

Синхронное плавание

В положении на спине нога, согнутая в колене, может быть не только перпендикулярной к поверхности воды, но также располагаться в горизонтальной плоскости.

В основу синхронного плавания положены хорошо известные, хотя и несколько видоизмененные способы спортивного плавания. Только совершенная техника способов передвижения в воде (учитывая их специфичность в синхронном плавании) обеспечивает спортсменке успешное выполнение индивидуальных комбинаций сложных фигур, согласование своих действий с партнерами в групповом плавании или показательных выступлениях. Именно необходимостью хорошо ориентироваться в воде, видеть партнеров и согласовывать с ними свои движения, а также слышать музыку, вызваны изменения в способах плавания по сравнению со спортивными. Это приводит к необходимости плавать с поднятой над поверхностью воды головой.

В кроле, например, подготовительные и гребковые движения руками бывают весьма разнообразными. Над водой руки проносят вперед через стороны или через верх. Они могут быть совершенно прямыми или чрезмерно согнутыми, с очень высоким расположением локтевого сустава над водой. Голова приподнята над водой, тело слегка прогнуто в пояснице, ноги, как правило, бесшумно работают под водой. Исключение составляют те случаи, когда энергичная работа ногами является необходимым компонентом самого упражнения и связана со сценарием или вызвана режиссерской необходимостью.

При плавании на спине гребковые движения руками совершают одновременно или поочередно. Как и при кроле на груди, они могут быть весьма разнообразными: руки проносятся прямыми или согнутыми в локтевых суставах, над водой или под водой, прямо перед собой или через стороны и т.д.

В брассе выполняется короткий гребок руками — до линии плеч или длинный — до бедер. Гребок может быть через стороны или под себя. Гребковые движения ногами возможны с узким вариантом разведения ног во время толчка при непрерывной работе для обеспечения большей плавности продвижения.

Существуют различные варианты - движения руками и при плавании баттерфляем. Они могут сильно сгибаться в локтевых суставах или проноситься по воздуху прямыми, входить в воду на ширине плеч, значительно шире или уже и т.д. Ноги могут или бесшумно работать под водой, или выполнять бурные и эффективные удары по поверхности воды. Возможно плавание с имитацией движений дельфина при продвижении без погружения головы и плечевого пояса под воду.

Список использованной литературы:

  1. Синхронное плавание. Парфенов В.А., Кононенко Ю.Л., Киев, «Здоров'я», 1979, 104 с. Подробнее.