Туризм

Учебно-методические статьи по туризму.

Особенности подготовки женщин

Опубликовано
Наташка
http://www.fizkult-ura.ru

Туризм

Тренеру и руководителю похода необходимо учитывать анатомо-физиологические особенности женского организма.

Физическое развитие и телосложение женщин имеют свои особенности. В среднем показатели физического развития и функциональных возможностей женщин ниже, чем мужчин. Так, у женщин мускулатура развита меньше. Женщины более гибкие, так как у них эластичнее связочный аппарат и лучше способность мышц к растягиванию. Функциональные возможности органов кровообращения и дыхания у женщин несколько меньше, чем у мужчин. Поскольку в спортивных походах девушкам и женщинам приходится сталкиваться с определенными трудностями: большим весом рюкзака, тяжелыми метеорологическими условиями (холод, высокая влажность, сильный ветер, пурга), ночевками в холодных условиях, сложностью естественных препятствий, то все это требует создания хорошей базы общефизической и специальной подготовки, применения надежного снаряжения, соответствующей походу одежды, создания необходимых гигиенических условий (что бывает весьма проблематично).

Туризм в жизни людей старшего возраста

Опубликовано
Наташка
http://www.fizkult-ura.ru

Туризм

В решении одной из важных социальных проблем - продление жизни и трудоспособности лиц старшего возраста - важная роль принадлежит туризму. Походы и экскурсии с непродолжительными, легко регулируемыми нагрузками доступны всем возрастам. Туристские мероприятия - один из мощных факторов, способствующих увеличению адаптационных возможностей стареющего человека.

Под влиянием систематических занятий туризмом и другими видами физкультурной деятельности у пожилых людей улучшается общее самочувствие, они меньше подвержены коронарной недостаточности, повышаются их творческая активность и работоспособность, увеличивается продолжительность жизни.

Особенности туристской подготовки в основной период трудовой деятельности

Опубликовано
Наташка
http://www.fizkult-ura.ru

Туризм

С получением общего и профессионального образования в дальнейший период трудовой деятельности молодого человека физическое воспитание средствами туризма осуществляется в основном самостоятельно с использованием разнообразных форм двигательной активности: утренней гимнастики, ходьбы, бега (или езды на велосипеде) до места работы и обратно. Важными формами также служат физкультурные паузы и производственная гимнастика, тренировки в туристской секции или по индивидуальному плану, походы в выходной день с товарищами по команде или семьей, слеты и соревнования.

Особенности туристской подготовки студенческой молодежи

Опубликовано
Наташка
http://www.fizkult-ura.ru

Туризм

Особенности построения тренировки студентов связаны с малоподвижным образом их жизни, незначительными физическими нагрузками. Задачи тренировочного процесса - сохранение и укрепление здоровья на основе всестороннего воспитания физических качеств; овладение широким кругом специальных упражнений избранного вида туризма. Методы и средства тренировки изложены в главах 5, 11-13. Формы физической подготовки - утренняя гимнастика, обязательные и факультативные занятия, физкультурные паузы, занятия в туристских секциях, походы выходного дня, соревнования по технике туризма, занятия в спортивно-оздоровительных лагерях.

Особенности методики подготовки туристов 15-17 лет

Опубликовано
Наташка
http://www.fizkult-ura.ru

Туризм

В среднем и старшем школьном возрасте продолжается формирование основных двигательных качеств. Упражнения для развития скоростных способностей нужно менять как можно чаще, иначе многократное повторение одного и того же упражнения приводит к образованию двигательного динамического стереотипа, когда, например, время пробегания дистанции перестает улучшаться.

15-16 лет - наиболее благоприятный возраст формирования силы. Используются парные и групповые игры, упражнения с сопротивлением. Выносливость развивается в тех случаях, когда учащиеся работают до утомления.

Предупреждая переутомление, особенно важно опираться на квалифицированный медицинский контроль.

Возрастная картина развития гибкости у детей школьного возраста очень четкая: у младших школьников она умеренно улучшается, в среднем школьном возрасте (к 14-15 годам) становится наилучшей, а затем ухудшается (В. Ф. Ломейко).

Особенности методики подготовки туристов 11-14 лет

Опубликовано
Наташка
http://www.fizkult-ura.ru

Туризм
Планируя организацию туристской подготовки детей 11-14 лет, следует учитывать анатомо-физиологические и психические особенности учащихся.

Подростковый возраст характеризуется значительным увеличением веса и роста учащихся. Во время периода полового созревания наблюдается стабилизация или даже замедление уровня развития физических качеств: выносливости к работе умеренной интенсивности, силовой выносливости мышц рук и туловища. Быстрое развитие половых желез сопровождается нарушениями координации отдельных функций организма.

Методика подготовки туристов-школьников

Опубликовано
Наташка
http://www.fizkult-ura.ru

Туризм

Занятия туризмом вырабатывают у школьников ценные умения и навыки в разведении костра, приготовлении пищи, ремонте обуви и одежды, ориентировании на местности по компасу, карте, небесным светилам и местным предметам. В походе получают новое звучание знания, полученные на уроках географии, истории, биологии, астрономии, математики. Сталкиваясь с трудностями туристской жизни, они учатся преодолевать их не в одиночку, а коллективом. Туризм привлекает детей своей эмоциональной насыщенностью, романтикой.

Методика обучения туризму

Опубликовано
Наташка
http://www.fizkult-ura.ru

Туризм

Успех обучения во многом зависит от того, как понимают учитель и ученик свои задачи. Причем это касается не столько общих, сколько частных (дифференцированных) задач, учитывающих многие факторы (усвоенность предыдущего материала, индивидуальные особенности занимающихся, их возраст, уровень физической подготовленности и др.).

Обучение туризму как направленный процесс должно обеспечивать:

Этапы отбора в туризме

Опубликовано
Наташка
http://www.fizkult-ura.ru

Туризм

Следует выделять четыре этапа отбора для занятий туризмом.

Первый этап отбора связан с привлечением учащихся к походам выходного дня, регламентированным требованиями школьной учебной программы по физической культуре. Это самый массовый этап. В нем должны участвовать все школьники.

Второй этап отбора предполагает привлечение учащихся в возрасте 10-14 лет, наиболее активно проявивших себя в походах выходного дня, к туристским мероприятиям. В данном случае нужно совершить не менее 4 походов общей протяженностью до 50 км с одним ночлегом в полевых условиях.

Третий этап отбора в туристские секции связан с участием школьников старше 14 лет, проявивших наибольший интерес к занятиям туризмом на втором этапе, в мероприятиях в соответствии с требованиями.

Методика отбора для занятий туризмом

Опубликовано
Наташка
http://www.fizkult-ura.ru
Туризм

Успехи в спортивной деятельности человека во многом зависят от своевременного начала занятий тем или иным видом спорта, а также от того, насколько устойчиво сформировался у него осознанный интерес к избранному виду. В этих целях для детей и подростков организуются специальные мероприятия по отбору, начало которого связано с ориентацией на последующие систематические занятия спортом.

Управление процессом тренировки в туризме

Опубликовано
Наташка
http://www.fizkult-ura.ru

Туризм

В общем виде управление процессом собственно тренировки в туризме осуществляется по следующей схеме:

  1. выявление исходного уровня физической и технической подготовленности туриста (группы);
  2. определение конкретных задач на тот или иной период тренировки;
  3. выбор наиболее эффективных для решения этих задач средств и методов тренировки;
  4. разработка планирующей документации;

Макроциклы и нагрузка в туризме

Опубликовано
Наташка
http://www.fizkult-ura.ru

Туризм

Следующий структурный уровень тренировки туриста связан с этапами того или иного периода. Различают два последовательных этапа - общеподготовительный и специально-подготовительный в подготовительном периоде. Специально-подготовительный этап тренировки в отличие от общеподготовительного содержит гораздо больше того специфического в плане технической, тактической, физической и теоретической подготовки, что может потребоваться в районе предполагаемого похода.

Мезоциклы в туризме

Опубликовано
Наташка
http://www.fizkult-ura.ru
Туризм

Мезоциклы включают в себя несколько микроциклов, идентичных в плане решения основных задач. По своему предназначению все мезоциклы существенно отличаются друг от друга. В плане временных параметров каждый мезоцикл охватывает период, примерно равный месяцу (в отдельных случаях мезоцикл может составлять 6-7 недель). Главное здесь - чтобы время, отведенное на мезоцикл, соответствовало решению поставленной задачи, а также чтобы рядом стоящие мезоциклы были взаимосвязаны. Последовательность решения задач по мезоциклам должна быть приблизительно следующей.

Микроциклы в туризме

Опубликовано
Наташка
http://www.fizkult-ura.ru
Туризм

Следующим структурным подразделением тренировки туриста является микроцикл, включающий в себя несколько тренировочных занятий. Опыт показал, что в микроциклах тренировки туриста занятия, направленные на овладение специальными умениями и навыками, должны сочетаться с занятиями, направленными на развитие отдельных двигательных качеств (в микроциклах, близких по времени к походу, речь идет о совершенствовании специальных навыков и двигательных качеств).

Тренировка туриста

Опубликовано
Наташка
http://www.fizkult-ura.ru
Туризм
Тренировка туриста - одна из важных составных частей его подготовки - по своей направленности, структуре и содержанию нагрузки во многом отличается от тренировок в других видах спорта, что обусловлено спецификой предстоящей работы в походных условиях, где физическая нагрузка оказывает значительное воздействие на организм в течение длительного времени. Это обстоятельство и определяет в главном структуру тренировочного процесса в туризме.

В качестве первоосновы в логической структуре тренировочного процесса выделено физическое упражнение. Основными упражнениями в тренировке туриста служат двигательные действия естественно-прикладного характера, связанные с избранными способами передвижения на длительные расстояния (с помощью подручных средств и без них). К таким упражнениям относятся циклические (ходьба, гребля, передвижение на лыжах) и ациклические, связанные с преодолением естественных препятствий.