Прыжки в воду не входят в число видов спорта с высоким уровнем травматизма, однако при их выполнении возможны: удары о дно бассейна или естественного водоема; удары о предметы или людей, находящихся в месте погружения; удары о снаряды (трамплин или вышку); удары о воду; утопление.
Соблюдение правил поведения на занятиях и выполнения прыжков спортсменами, а также правильная последовательность упражнений при обучении прыжкам в воду позволяют избежать травматизма.
В практике многолетней подготовки прыгунов в воду в зависимости от возраста, пола, квалификации и уровня подготовленности спортсменов, а также от периода подготовки используются различные методы тренировки.
Тренеры в своей работе широко используют наглядные и словесные методы, объясняя спортсмену двигательную задачу и добиваясь от него ее понимания. При этом в последние годы используются видеокамеры и видеомагнитофоны, позволяющие быстрее и точнее объяснять, что нужно выполнить спортсмену в том или ином упражнении.
Обучение даже простым спортивным прыжкам в воду можно начинать лишь тогда, когда занимающийся освоил упражнения начальной подготовки и имеет необходимый для выполнения этих прыжков уровень специальной физической подготовленности.
Обучение спортивным прыжкам происходит сначала в зале, а затем в воде. При разучивании практически всех спортивных прыжков в зале вначале выполняются упражнения на батуте, а затем — на «сухом» трамплине.
Начальное обучение прыжкам в воду предусматривает освоение следующих учебных прыжков: соскоков из передней и задней стоек, спадов вперед и назад, учебных полуоборотов. Прыжки выполняются сначала с бортика бассейна, а затем по мере освоения с трамплинов 1 и 3 м и с вышек.
На начальном этапе обучения применяют фронтальный метод организации группы при выполнении соскоков и спадов с бортика бассейна. Это позволяет увеличить частоту выполнения и количество
Упражнения на «сухом» трамплине. Начальное обучение технике прыжков с трамплина подразумевает освоение упражнений для овладения ритмом трамплина и согласования движений руками и ногами при отталкивании от упругой опоры.
Упражнения для овладения ритмом трамплина:
ходьба обычным шагом по трамплину — от закрепленного конца к свободному и обратно;
Прыжки на батуте начинается с освоения упражнений, направленных на адаптацию занимающихся к необычным условиям.
Необходимо создать у занимающихся представление о снаряде (батуте) и его свойствах; обучить их отталкиванию и остановке, правильному положению тела и сохранению равновесия в момент отталкивания и в полете.
Акробатические упражнения. Акробатические упражнения изучаются в следующей последовательности: перекаты, кувырки, стойки, перевороты, сальто. Они являются прекрасным средством развития специальных скоростно-силовых качеств спортсменов. Для этого широко применяются прыжковые акробатические соединения, выполняемые спортсменами на акробатических дорожках.
Особенно важно научить занимающихся принимать правильное
Методика обучения прыжкам в воду основана на возможно более полном разделении прыжка на элементы, которые затем соединяются в одно целое. Освоение элементов прыжков проходит в условиях тренировки: сначала на суше, с последовательным использованием специальных средств наземной подготовки, а затем в воде.
Основными средствами наземной подготовки являются: строевые, общеразвивающие и имитационные упражнения; акробатика, батут, хореография; упражнения на «сухом» трамплине.
К прыжкам VI класса относятся все прыжки, выполняемые со стойки на руках (стоя спиной или лицом к воде) с вращением тела вперед и назад. При этом способы создания вращения вокруг поперечной оси различны. Для выполнения прыжков VI класса от спортсмена требуется достаточно большая сила мышц рук и пояса верхних конечностей, а также умение хорошо держать стойку на руках.
Из передней стойки полуоборот вперед прогнувшись с полувинтом (5111 Л). Данный прыжок основан на технике выполнения полуоборота вперед прогнувшись. В полете необходимо дополнительно повернуться вокруг продольной оси на 180°. Выполнение данного прыжка имеет несколько способов исполнения. Наиболее простым является вариант, при котором создается асимметрия тела во время полета — за счет асимметричного разведения рук на восходящей или верхней части траектории полета.
Техника выполнения прыжков IV класса сходна с техникой выполнения прыжков I класса. Основные отличия заключаются в технике отталкивания. Поскольку прыжки IV класса выполняются из задней стойки, а вращение тела происходит вперед, к опоре, то в отталкивании необходимо сочетать поступательное движение тела вверх—назад и вращательное движение тела вперед. Спортсмен практически лишен возможности наклоняться вперед или назад. Проекция ОЦМ тела должна
Сложность выполнения прыжков III класса заключается в необходимости сочетания поступательного движения вперед (от опоры) и создания вращения тела назад (к опоре). Излишний наклон тела назад может привести к удару об опору (вышку или трамплин), поэтому величины угла наклона при отталкивании в сторону вращения тела весьма ограниченны.
Полуобороты и обороты назад из задней стойки. Полуоборот назад в группировке (201 С). Прыжок начинается отталкиванием, с быстрым махом прямых рук через перёд вверх. При этом особенно важно сохранить равновесие и выпрыгнуть в положение соскока назад. Отклонение туловища от вертикали (в сторону водоема) должно составлять не более 5°. В высшей точке полета спортсмен поднимает ноги к рукам, принимая положение группировки; при этом кисти касаются середины голеней; спина округлена, голова несколько наклонена вперед.
Техника выполнения прыжков I класса подчиняется одним и тем же законам. Угол вылета должен обеспечивать безопасное расстояние от снаряда; при этом высота вылета должна быть максимальной. По мере увеличения количества оборотов в прыжке наклон туловища вперед (в направлении вращения) несколько увеличивается. Скорость вращения тела во время полета определяется, с одной стороны, величиной вращательного импульса, а с другой — скоростью и правильностью принятия положения для прыжка (группировка или согнувшись). Для
Спады вперед и назад в положении прогнувшись выполняются из исходного положения: стоя на краю опоры, руки могут занимать различное положение — в зависимости от конкретных задач, поставленных перед спортсменом; положение тела вытянутое (но не прогнутое), с напряженными мышцами ног и туловища.
Спады вперед и назад в положении согнувшись и в группировке выполняются с целью обучения и совершенствования координации движений отдельных частей тела при раскрытии и фиксации тела к моменту погружения в воду.