You are here
Главная » Основные фигуры синхронного плаванияОсновные фигуры синхронного плавания
Синхронное плавание
- Характеристика синхронного плавания
- Развитие синхронного плавания в СССР
- Развитие физических качеств в синхронном плавании
- Упражнения для развития силы
- Упражнения для развития гибкости
- Техника синхронного плавания
- Основные позиции тела в синхронном плавании
- Способы соединения партнеров в синхронном плавании
- Гребки в синхронном плавании
- Ныряния
- Движения ногами в синхронном плавании
- Фигуры международной классификации синхронного плавания
- Фигуры международной классификации синхронного плавания
- Фигуры международной классификации синхронного плавания
- Методика обучения основам синхронного плавания
- Дидактические принципы обучения в синхронном плавании
- Основные позиции в синхронном плавании
- Основные фигуры синхронного плавания
- Музыкальное сопровождение в синхронном плавании
- Обучение основам плавания под музыку
- Методы подготовки спортсменок в синхронном плавании
- Оборудование места соревнований по синхронному плаванию
- Порядок проведение соревнований по синхронному плаванию
- Оценка выполнения фигур и произвольных программ в синхронном плавании
- Определение победителей соревнований по синхронному плаванию
Наташка
http://www.fizkult-ura.ru
После изучения основ технической подготовки переходят к разучиванию некоторых простых фигур, овладение которыми будет способствовать освоению фигур в каждой из четырех групп международной классификации.
Ознакомление с новой фигурой и ее разучивание представляют собой единый, непрерывный процесс, который условно можно разделить на следующие этапы:
а) объяснение и показ нового элемента или фигуры и объяснение правил и методических особенностей выполнения;
б) расчленение фигуры или целостного действия на простые фазы или отдельные элементы;
в) устранение ошибок с помощью тренера или партнеров;
г) соединение отдельных элементов или простых фаз фигуры в единое упражнение;
д) многократное выполнение фигуры для закрепления приобретенного навыка.
Разучивание отдельных фаз фигуры и соединение их в целостное упражнение сначала происходит в зале — в различных исходных положениях, с помощью разнообразных поддерживающих и страхующих средств.
После самостоятельного выполнения этих элементов в такой же последовательности изучается на мелкой воде. Ошибки устраняются с помощью партнеров или тренера, находящегося в воде или на бортике бассейна. На глубокой воде фигуристка также выполняет упражнение вначале с помощью тренера, находящегося на бортике бассейна.
Представленные далее фигуры включают в себя элементы техники, присущие большинству фигур из различных классов сложности и могут служить основой для последующего более детального овладения курсом синхронного плавания.
101. Угол вверх одной ногой. К — 1,5. Эта фигура является базовой для выполнения большого количества фигур, представляющих собой сочетание позиции «угол вверх» с выполнением всевозможных оборотов, вращений и перемещений в различных плоскостях.
Исполнение «угла вверх» всегда должно быть элегантным, не требующим каких-либо видимых усилий и напряжений. При выполнении этой фигуры спортсменке следует легко и высоко лежать на поверхности воды (т. е. обладать высокой плавучестью). Она должна быть всесторонне физически развитой, иметь высокую подвижность в тазобедренных, коленных и голеностопных суставах. Необходимо, чтобы мышцы живота были хорошо развиты — это позволяет длительно непринужденно и красиво удерживать прямую ногу в вертикальном положении.
На суше. Упражнения для развития мышц брюшного пресса:
1) лежа на спине — поднимание и опускание прямых ног;
2) поднимание прямых ног в висе на перекладине или гимнастической стенке, а также удерживание ног в положении прямого угла;
3) в висе на гимнастической стенке или перекладине — подтягивание коленей к груди, голени и пальцы ног направлены вертикально вниз.
Для развития гибкости и подвижности голеностопных суставов используются упражнения из комплексов, применяющихся пловцами-кролистами.
Упражнения для развития подвижности тазобедренного и коленных суставов:
1) глубокие наклоны вниз;
2) поочередные приседания на одной ноге, другая отставлена на пятку далеко в сторону;
3) в основной стойке — пальцами прямых ног касаться ладоней, поднятых на высоту плечевых суставов и выше;
4) стоя лицом к гимнастической стенке, поставить ногу на перекладину, расположенную на доступной высоте, и выполнить несколько наклонов к этой ноге; по мере увеличения гибкости в коленных суставах ногу поднимать выше;
5) лежа на спине на гимнастической скамейке или на матах — выполнение фазы «с согнутым коленом», медленное выпрямление ноги вертикально вверх, удерживавние ноги в этом положении до 10 с и возвращение в исходное положение.
В воде. На мелком месте добиваются правильного выполнения исходной позиции «на спине», после чего осваивают непринужденное выполнение фазы «с согнутым коленом». При этом фигуристке может оказываться поддержка снизу под таз и за ногу. Отработка фазы «с согнутым коленом» проводится и во время продвижения ногами вперед. Кисти рук и предплечья выполняют движения у бедра.
Поднимание ноги вверх разучивают вначале на мелком месте, находясь параллельно бортику. Поднимаемую спортсменкой ногу может поддерживать тренер, находящийся на бортике бассейна. Выполняя фигуру самостоятельно, можно использовать в качестве поддерживающих средств сливной желоб или дорожку, на которые фигуристка опирается ногой, находящейся в горизонтальном положении. Фиксация ноги в вертикальном положении должна осуществляться в течение 6—10 с.
Освоив выполнение фигуры на одном месте, приступают к отработке всех деталей во время продвижения ногами вперед в положении на спине. При этом следует обращать внимание на то, чтобы таз был поднят как можно выше, пальцы ног вытянуты, затылок лежал на воде. Поднятая нога должна быть строго вертикальной.
201. «Дельфин». Круг назад прогнувшись. К = 1,5.
Спортсменка продвигается головой вперед и описывает в вертикальной плоскости круг диаметром до 3 м. При этом ногами выполняются движения кролем, а прямыми или согнутыми в локтях руками — одновременные гребки. Исполнение фигуры предъявляет высокие требования к умению продвигаться и ориентироваться в необычном положении и на длительное время задерживать дыхание.
Переходить к изучению этой фигуры следует после того, как фигуристка овладела различными вращениями вокруг поперечной оси: кувырками вперед и назад из положений в группировке, согнувшись и т. д. Выполнению фигуры в воде предшествует комплекс подготовительных упражнений на суше.
1. Отработка всевозможных кувырков вперед и назад из исходных положений плотной группировки лежа на спине, сидя.
2. Выполнение комплекса упражнений для развития мышц брюшного пресса, спины, гибкости различных суставных групп:
а) из основной стойки наклониться, затем выпрямиться и вернуться в исходное положение, преодолевая сопротивление партнера, оказываемое (надавливанием на плечевые суставы;
б) лежа на груди, прогнуться — принять положение «лука»;
в) выполнить «мостик»;
г) лежа на спине — на опоре высотой 1—1,2 м над полом, опускать туловище вниз; при этом ноги спортсменки фиксируются перекладиной гимнастической стенки или удерживаются партнером.
В воде. 1. В положении на спине, руки вверх захватить пальцами ног сливной желоб или дорожку бассейна. Медленно опускать тело, прогнувшись в пояснице, до вертикального положения головой вниз. Затем фигуристка так же медленно возвращается в исходное положение.
2. Оттолкнувшись от стенки бассейна и используя инерцию движения, фигуристка «с ходу» выполняет круг прогнувшись. Ладони вытянутых вверх рук выполняют роль «рулей глубины».
3. Выполнение фигуры с места. Следить, чтобы тело было прогнуто в пояснице, пальцы ног оттянуты, колени выпрямлены. Выполнение фигуры должно проходить по правильной окружности, а завершается она в точке, откуда начиналось движение. В качестве ориентира используется темная полоса на дне, обозначающая середину дорожки. Для совершенствования и отработки этой фигуры рекомендуются использовать упражнения из парного плавания.
301. «Барракуда». К = 1,8. Основными элементами этой фигуры являются выполнение фазы «угол вверх двумя ногами» и последующий разгиб в вертикаль из положения на спине.
На суше.
1. Комплекс общеразвивающих и подготовительных упражнений, рекомендуемых при освоении фигуры «угол вверх».
2. На матах — выполнение позиции «на спине, согнувшись». Следить, чтобы ноги были полностью выпрямлены в коленных суставах. Оттянутыми пальцами ног желательно касаться пола за головой.
3. Специфическим элементом подготовки на суше являются упражнения на гимнастических кольцах. Выполняется вис согнувшись, затем, разгибаясь в вертикальное положение, вис прогнувшись.
В воде.
1. Выполнение фигуры «угол вверх одной ногой» (поочередно, первоначально используя в качестве опоры для одной ноги сливной желоб или дорожку бассейна).
2. Выполнение фазы «угол вверх двумя ногами» — сначала на мелком месте с помощью партнера, затем самостоятельно — на глубоком. Следить за тем, чтобы ноги находились в вертикальном положении, а туловище — параллельно поверхности воды.
После освоения этой фазы фигуры переходят к изучению «разгиба в вертикаль».
1. Выполнить группировку или плотную группировку в положении на спине и из этой позиции выпрямить обе ноги вертикально вверх.
2. Из плотной группировки движением головой назад—вниз принять позицию обратной группировки, т. е. расположиться головой вертикально вниз.
Разгиб в вертикаль из группировки (плотной группировки) и «угол вверх двумя ногами» сначала осуществляются на мелком месте с помощью партнера, который помогает выполнить упражнение и фиксировать правильную позицию. Самостоятельную отработку этой фазы можно проводить на глубоком месте, придерживаясь рукой за дорожку или, что еще лучше, за кольцо, опущенное сверху на тросике. Свободный конец тросика может быть укреплен на вышке или любой другой конструкции над ванной бассейна.
Погружение и всплывание в позиции «угол вверх двумя ногами» не представляет особой сложности, поэтому его отработка и совершенствование зависит от многократного и тщательного повторения этой фазы. При выполнении фигуры перед разгибанием в вертикаль тело должно принять наиболее высокое положение в воде, ноги — перпендикулярно поверхности воды, выпрямлены в коленях, пальцы оттянуты, угол между ногами и туловищем составляет 90°. После выполнения разгиба в вертикаль голова и стопы ног должны находиться на одной линии, без видимых отклонений в стороны.
330. Разгиб в вертикаль из горизонтального угла. К = = 1,6. Горизонтальный угол относится к числу основных позиций в синхронном плавании. При его выполнении ноги и таз находятся на поверхности воды, а туловище, голова и руки опущены вертикально вниз и образуют с ногами угол 90°.
На суше. Выполняется комплекс общеразвивающих и подготовительных упражнений, направленных на развитие гибкости и подвижности в суставах, укрепление мышц брошного пресса и спины. Элемент «разгиб в вертикаль» следует также освоить в зале с помощью специальных подготовительных упражнений.
1. На кольцах — разгиб в вертикаль из положения «вис согнувшись».
2. Стоя лицом к гимнастической стенке на расстоянии 25—30 см, наклониться и взяться прямыми руками за перекладины стенки сзади. Повиснув на руках головой вниз (прямые ноги держать перпендикулярно гимнастической стенке), несколько раз поднять ноги вертикально вверх и опустить их до исходного положения.
3. Лежа на груди на высокой опоре (1—1,3 м), опустить туловище вниз и коснуться руками пола, после чего выполнить стойку на руках.
В воде. На мелком месте с помощью партнера выполняется позиция «горизонтальный угол». При самостоятельном выполнении этого упражнения можно опереться стопами ног на дорожку или сливной желоб бассейна. Движениями рук вперед—вниз перемещают туловище в вертикальное положение.
Чтобы фигуристка при выполнении разгиба в вертикаль не «завалились» назад в позиции «горизонтальный угол», ее поддерживают в области поясницы и груди.
Принимая позицию горизонтального угла, движения руками нужно осуществлять спереди—назад, а при выполнении разгиба в вертикаль руки создают опору о воду, двигаясь в обратном направлении. При выполнении этой фигуры необходимо следить, чтобы пальцы ног были оттянуты, ноги выпрямлены в коленных суставах. Вход в воду — строго вертикальный.
251. «Дельфин», Круг вперед прогнувшись. К = 1,7.
Эта фигура, как и «круг прогнувшись», выполняется из положения на спине, но продвижение по кругу происходит ногами вперед. Руки выполняют движения у бедер или вверху «пропеллером». Описываемая фигура очень сходна с выполнением «круга прогнувшись» и требует от фигуристки высокого уровня развития тех же физических качеств и умений.
В зале. Выполняются упражнения для развития гибкости, подвижности в тазобедренном, коленном, голеностопном суставах, для укрепления мышц брошного пресса; и спины.
В воде. 1. С помощью многократных повторений добиваются безукоризненного выполнения позиции «на спине, руки вверх».
2. Из различных исходных положений выполняются всевозможные кувырки вперед и назад.
3. В положении лежа на спине взяться руками за сливной желоб или дорожку бассейна и, используя их в качестве опоры, прогнувшись в пояснице, плавно опуститься ногами вперед—вниз и затем возвратиться в исходное положение.
4. В положении лежа на спине, оттолкнувшись руками от стенки, начинают движение по окружности ногами вперед—вниз. При самостоятельном выполнении фигуры партнер контролирует вход ногами в воду и принятие фигуристкой правильного положения. Под водой он может помогать выполнению этой фигуры. В качестве ориентира служит темная полоса на дне бассейна. При выполнении фигуры необходимо следить, чтобы ноги не сгибались в коленных суставах, пальцы были оттянутыми, а тело прогнуто в пояснице. Движение должно проходить по правильной окружности. Выход на поверхность происходит в исходной точке — там, где было начато движение.
Список использованной литературы:
- Синхронное плавание. Парфенов В.А., Кононенко Ю.Л., Киев, «Здоров'я», 1979, 104 с. Подробнее.
- версия для печати
- 29189 просмотров