7. Эмоционально-волевая подготовка

Психология физического воспитания и спорта

Опубликовала: Наталья для http://www.fizkult-ura.ru

Седьмой этап эмоционально-волевой подготовки

Седьмой этап эмоционально-волевой подготовки перед соревнованиями (на сборах). Особенно настойчивая работа должна проводиться перед соревнованиями (на сборах). Она состоит из психологической адаптации с помощью сюжетных представлений к той спортивной арене (трассе, рингу, треку и др.), на которой будут проводить соревнования. Проводятся самовнушения для подготовки к состязанию с предполагаемыми соперниками.

При этом анализируются положительные и отрицательные качества соперников, проводится самовнушение уверенности, воли к победе, находчивости при выборе тактики спортивного поединка, самовнушение способности быстро реагировать на неожиданные отрицательные факторы (негативные реакции зрителей, фоторепортеров и др.), самовнушение успокоения после тренировки и перед сном. Особое внимание необходимо уделить внушению глубокого крепкого сна в период, предшествующий соревнованиям.

На сборах перед соревнованиями подводят итог предшествующей психопрофилактической работы, которая в этом периоде должна быть разноплановой. Гетеро- и аутосуггестия направлены на:
1) адаптацию к незнакомому городу, гостинице, спортивной арене;
2) потенцирование чувства спокойствия и уверенности, наступление спокойного ночного сна до выступления;
3) повышение способности отключаться, успокаиваться и отдыхать между выступлениями;
4) повышение способности вызывать у себя за несколько минут чувство легкости, бодрости, приятной прохлады, непоколебимой уверенности, спортивной злости;
5) способность вызвать у себя ощущения тепла и тяжести, повышенного кровенаполнения мышц для восстановления и подготовки спортсмена к выступлению на следующий день.

Новые условия (город, гостиница, спортивная арена) оказывают заметное воздействие на состояние спортсмена, вызывают ориентировочную реакцию, могут затормаживать, сковывать инициативу. Избежать этого можно, сообщая спортсмену недостающую информацию, воспитывая чувство знакомого места. С этой целью может быть использована обычная беседа тренера, суггестия психолога, в которой он внушает ощущение спортивной арены как знакомого места, используя информацию, сообщенную тренером. В дальнейшем спортсмен может укреплять чувство знакомого места, вызывая у себя сюжетные представления о той спортивной арене, на которой он будет выступать.

Психолог и врач команды должны обращать внимание на то, чтобы информация оказывала стимулирующее воздействие на психику, чтобы у спортсмена возникла реакция положительного эмоционального ожидания соревнований. Это достигается беседами о значении предстоящих соревнований в совершенствовании спортивного мастерства и приобретении спортивного и жизненного опыта, в тренировке волевых качеств. Вечером, перед сном, в том числе и накануне состязаний, спортсмен внушает себе наступление спокойного ночного сна с помощью описанных выше формул.
В период сборов спортсмен продолжает совершенствовать свое умение мобилизоваться. Для этого за 10-15 мин до начала соревновательного упражнения проводится описанное выше мобилизующее самовнушение.

Наряду с самостоятельной работой желательно, чтобы психолог проводил занятия со спортсменами. Характер занятий зависит от времени их проведения, перед тренировкой – повторение самовнушения типа успокоения (внушается чувство тепла), а затем самовнушение мобилизации; после тренировки – использование самовоздействия типа успокоения (можно внушать и ощущение тяжести).

Список использованной литературы:

  1. Акимова Л.Н. Психология спорта: Курс лекций. – Одесса: Студия «Негоциант», 2004. – 127 с. Подробнее.