You are here
Главная » Психология физического воспитания и спорта » Система эмоционально-волевой подготовки (ЭВП) спортсменов » 3. Мобилизующая часть эмоционально-волевой подготовки3. Мобилизующая часть эмоционально-волевой подготовки
Психология физического воспитания и спорта
- Культура Побеждать
- Формирование физических действий
- Мотивация в спорте
- Формирование физических действий (продолжение)
- Специализированные восприятия в спорте
- Внимание на уроках физической культуры
- Восприятие на уроках физической культуры
- Особенности процесса мышления
- Особенности проявления памяти
- Психическое здоровье
- Учёт индивидуальных особенностей спортсменов
- Деятельность учителя физической культуры
- Личность спортсмена
- Предстартовые состояния
- Психологическая нагрузка и здоровье человека
- Психологические аспекты построения соревновательного поведения в спорте
- Психологические резервы оптимизации спортивной деятельности
- Система эмоционально-волевой подготовки (ЭВП) спортсменов
- 1. Эмоционально-волевая подготовка
- 2. Эмоционально-волевая подготовка
- 3. Мобилизующая часть эмоционально-волевой подготовки
- 4. Эмоционально-волевая подготовка
- 5. Эмоционально-волевая подготовка
- 6. Эмоционально-волевая подготовка
- 7. Эмоционально-волевая подготовка
- 8. Эмоционально-волевая подготовка
- 9. Эмоционально-волевая подготовка
- 10. Эмоционально-волевая подготовка
- Что такое медитация
- Психологическая подготовка парашютиста
- Признаки зрелой и незрелой личности (спортсмена)
В настоящее время сложилось мнение, что обучение мобилизующей части ЭВП следует вести параллельно с отработкой ее успокаивающей части. Каждое занятие с психологом состоит из двух частей: успокаивающей и мобилизующей. Порядок проведения занятий: мышечная расслабленность, «маска релаксации», самовнушение: «Я совершенно спокоен».
Мобилизующее самовнушение предлагаем разделить на четыре подраздела в зависимости от воздействия на ту или иную рецепцию: 1) кожную терморецепцию; 2) проприорецепцию; 3) висцерорецепцию; 4) психологическое состояние.
Воздействие на кожную терморецепцию заключается в тренировке способности вызывать ощущение прохлады. Рекомендуем усваивать мобилизующую часть с отработки формулы: «Мой лоб слегка прохладен». Так как ощущение прохлады лба труднее вызвать, чем ощущение тепла, то мы предлагаем спортсменам применить следующий прием: «Переносите все свое внимание на кожу лба. Под влиянием сосредоточения внимания на коже лба возрастает ее чувствительность. Чувствительность возрастает настолько, что вы ощущаете движение воздуха в комнате. Чувствуете прохладу окружающего воздуха. Вы ощущаете дуновение прохладного воздуха из открытого окна. От окружающего воздуха лоб становится прохладным».
Только после этого спортсмен мысленно произносит фразы самовнушения: «Чувствую, что приятная прохлада лба возрастает. Прохлада начинает распространяться по лицу. От прохлады лба и лица появляется приятная легкость и свежесть в голове».
Содержание шепотного подтекста: «Вы действительно ощущаете, как ваш лоб овевает приятная, легкая прохлада. Появляется легкость и свежесть в голове».
Продолжение самовнушения: «Приятная прохлада распространяется по всему телу. Ощущаю приятное похолодание, приятный озноб во всем теле. Ощущение прохлады придает мне чувство бодрости. Ощущаю приятную свежесть в голове. Легкими становятся руки, ноги, появляется приятная свежесть во всем теле. Ощущение прохлады и свежести придает чувство бодрости. Это чувство бодрости сочетается с непоколебимой уверенностью в себе».
Воздействие на проприорецепцию заключается в тренировке чувства легкости. Спортсмен под руководством психолога внушает чувство легкости в правой руке (левша – в левой), мысленно повторяя вслед за психологом: «Я очень хочу, чтобы моя правая рука стала легкой».
Психолог суггестирует ощущение легкости: «Вы чувствуете, как ваше самовнушение быстро действует. Ощущаете явную легкость в правой руке. Правая рука становится все легче, становится легче левой. Чувствуете, что правая рука меньше опирается на постель. Она действительно становится легкой, почти невесомой. Вы продолжаете внушать легкость в правой руке. Мысленно повторяете за мной следующую формулу самовнушения: «Очень хочу, чтобы моя правая рука стала легкой». Врач потенцирует и это самовнушение: «Вы чувствуете, что ваше самовнушение действует сильнее. Рука от внушенного вами чувства легкости начинает постепенно приподниматься. Сама по себе рука поднимается выше, еще выше, еще выше». Необходимо усилить самовнушение примерно такой суггестией: «Рука чуть-чуть приподнялась. Между рукой и опорой появился небольшой зазор. Ваше самовнушение действует. Оказывается, у вас хорошая способность к самовнушению. Продолжайте внушать себе ощущение легкости в правой руке».
Самовнушение чувства легкости продолжайте с помощью следующих формул: «Хочу, чтобы моя правая рука стала легкой», «Чтобы моя правая рука стала легкой», «Моя правая рука стала легкой», «Правая рука легкая». Врач убеждает спортсмена в том, что он обладает хорошими способностями к самовнушению, что внушаемые фразы оказывают положительное воздействие.
Изменение висцерорецепции заключается в обучении спортсмена мобилизующему действию на сердечно-сосудистую и дыхательную систему. Спортсмен повторяет вслед за психологом следующие самовнушения: «Воздух приятно холодит мои ноздри», «Мое дыхание частое», «Сердце бьется мощно», «Холодеют ладони».
Мобилизация психических функций направлена на потенцирование волевых качеств личности с помощью следующих самовнушений: «Чувствую бодрость во всем теле. Чувствую прилив энергии. Чувствую себя исключительно уверенным. Я – сама уверенность. Могу навязать свою инициативу соперникам. Уверен в себе как никогда».
Как указывалось выше, после усвоения первого упражнения мобилизующей части ЭВП мы даем такое задание: по утрам, тотчас после пробуждения, занять обычную позу, расслабить все мышцы, внушить себе: «Я совершенно спокоен», затем мысленно отрабатывать согласно указаниям тренера формулы мобилизующих самовнушений. Психолог определяет успешность реализации самовнушений. При плохой реализации выясняются причины (наличие отвлекающих факторов, плохая отработка первого упражнения успокаивающей части ЭВП, недостаточная расслабленность мышц), даются рекомендации изменить условия проведения или положение (нередко поза «кучера на дрожках» способствует мобилизации спортсмена).
Список использованной литературы:
- Акимова Л.Н. Психология спорта: Курс лекций. – Одесса: Студия «Негоциант», 2004. – 127 с. Подробнее.
- версия для печати
- 8129 просмотров