Специальная подготовка в фигурном катании
Фигурное катание
- Коньки для фигурного катания
- Одежда для фигурного катания
- Характеристика фигурного катания
- История фигурного катания
- Физическая подготовка в фигурном катании
- Хореографическая подготовка в фигурном катании
- Специальная подготовка в фигурном катании
- Периодизация в фигурном катании
- Планирование в фигурном катании
- Занятия фигурным катанием с детьми школьного возраста
- Отбор в фигурном катании
- Методика фигурного катания
- Комплектование групп в фигурном катании
- Обязательные фигуры фигурного катания
- Обучение катанию на коньках
- Элементы обязательных фигур фигурного катания
- Позиции фигуриста
- Стартовые толчки в фигурном катании
- Дуги в фигурном катании
- Повороты в фигурном катании
- Круги в фигурном катании
- Перетяжки в фигурном катании
- Тройки в фигурном катании
- Скобки в фигурном катании
- Крюки в фигурном катании
- Выкрюки в фигурном катании
- Петли в фигурном катании
- Методика обучения в фигурном катании
- Восьмёрка в фигурном катании
- Параграфы в фигурном катание
- Произвольное катание в фигурном катании
- Прыжки в фигурном катании
Наташка
http://www.fizkult-ura.ru
Совершенствование координации движений, воспитание спортивного атлетизма, выразительности и артистичности исполнения программы составляют единую цель специальной подготовки в фигурном катании на коньках. Единство цели н определяет взаимосвязь всех сторон подготовки спортсменов.
Как образно выражался первый русский олимпиец, выдающийся спортсмен и педагог в области фигурного катания Н.А. Панин, «следы» от катания на льду быстро исчезают, а «следы» благоприятного влияния на спортсмена занятий фигурным катанием остаются на всю жизнь, существенно сказываясь на формировании личности человека.
Совершенствование мастерства спортсмена идет сложными и нередко противоречивыми путями, и тренеру необходимо использовать разнообразные методы и средства, акцентирующие различные стороны подготовки.
Техническая подготовка. Эта сторона подготовки фигуриста является ведущей и направлена на освоение большого числа сложных двигательных навыков. Сюда относятся программа обязательных упражнений («школа»), куда входит 41 фигура со строгими геометрическими характеристиками, произвольные упражнения, состоящие из различных шагов, прыжков, вращений и их сочетаний. Своеобразна техника парного катания и спортивных танцев на льду. Спортсмен должен стремиться сложнейшие упражнения выполнять легко, непринужденно, а это требует особенно большого труда.
Функциональная подготовка. Основное назначение функциональной подготовки состоит в адаптации систем организма фигуриста к разнообразным движениям на льду. Этой цели служат и упражнения в зале.
В единстве с технической подготовкой необходимо совершенствовать координацию движений фигуристов. Центробежные и центростремительные силы, действующие на спортсмена, предъявляют серьезные требования к вестибулярному анализатору. Исследования показали, что фигуристы способны переносить чрезвычайные по величине вращательные нагрузки и сохранять при этом точность движений (А.Н. Крестовников). Важно совершенствовать зрительно-двигательные реакции для совершенствования зрительной ориентировки при выполнении разнообразных движений.
Системы дыхания и кровообращения должны адаптироваться к весьма контрастной по мощности двигательной деятельности. Специальные опыты показали, что во время произвольного катания число сердечных сокращений у фигуристов доходит до 190— 200 сокращений в минуту при относительно невысоком уровне потребления кислорода (в пределах 2 л в минуту). Таким образом, произвольное катание выполняется при отчетливом расхождении (алинейности) энергетики и частоты сердцебиений, что можно объяснить выраженной эмоциональностью и напряженностью функций центральной нервной системы спортсменов. Сопоставление функциональных сдвигов по энергетике (по кислороду) и частоте сердцебиений во время прыжков, вращений и простых шагов показывает, что сдвиги наибольшие при прыжках.
Чем выше квалификация спортсменов, тем более экономно они выполняют трудное упражнение, что можно объяснить совершенствованием анализаторных систем (зрительно-двигательной, проприоцептивной, вестибулярной) и поэтому более рациональным использовании механических форм энергии. В свою очередь, высокая точность механических компонентов движений вызывает изменение афферентного (центростремительного) потока импульсов и информации в нервных центрах. В то же время характеристики движения фигуриста возрастают по темпу, амплитуде и скорости; к тому же увеличивается риск падения. Это и проявляется в малой величине энергетических трат и чрезвычайной частоте сердцебиений. Решение такого противоречия должно идти по пути совершенствования процессов управления движениями.
Функциональная подготовка должна быть направлена на развитие специальной силы мышц, которая обеспечивает выполнение точных толчков, уверенность статических поз и смену положений частей тела. В процессе занятий на льду и в зале развивается высокая подвижность в суставах ног и способность выполнять контрастные взаимопротивоположные движения туловищем и тазом (скручивание), хорошая выворотность коленных суставов, свободные и быстрые повороты бедер и скоростная сила мышц при выполнении прыжков. Важно развить и специальную выносливость фигуриста, т. е. умение в пределах заданного времени катания сохранять способность к высококачественному исполнению фигур.
Артистическая подготовка. Воспитанию чувства красивого в движениях, их выразительности, музыкальности следует уделять внимание с первых шагов подготовки фигуриста во всех видах фигурного катания. Понимание роли артистической подготовки в фигурном катании позволило Н.А. Панину назвать одну из свои: книг «Искусство катания на коньках». В ней он писал, что «чувство красоты в фигурном катании имеет весьма большой удельный вес».
Задачи артистической подготовки состоят в том, чтобы привить хореографическую культуру, воспитать дисциплину движения в единстве с музыкой, воспитать артистизм.
Артистическая подготовка в зале направлена на повышение хореографической культуры движений. Здесь в арсенале тренера широкий круг имитационных упражнений, в том числе и на роликовых коньках.
Артистическая подготовка на льду предусматривает обучение положениям и движениям при выполнении отдельных фигур и их комплексов, работу по разучиванию частей и программы в целом. Важное место отводится подбору музыки и созданию композиций на льду.
Список использованной литературы:
- Фигурное катание на коньках. Учебник для ин-тов физической культуры. Под общ. ред. А.Б. Гандельсмана. М: ФиС, 1975 г., 183 с.
- версия для печати
- 16718 просмотров