Прыжки в фигурном катании

Фигурное катание

Опубликовано
Наташка
http://www.fizkult-ura.ru

Фигурное катание

Соединение прыжка с пируэтом привело к возникновению двух видов прыжков. Прыжки, в которых вращение продолжается после приземления, стали называть прыжками во вращение. Прыжки с вращением тела в полете и длинным выездом без вращения получили название многооборотных. При исполнении прыжков этой группы главной задачей является достижение в полете наибольшего числа оборотов. В современном фигурном катании владение новыми сложнейшими прыжками дает спортсмену решающее преимущество перед соперниками.

Классификация многооборотных прыжков. Прыжки в фигурном катании могут быть классифицированы по группам.

По способу отталкивания их можно разделить на реберные, в которых толчковую ногу ставят на лед ребром конька, и носковые, в которых толчковую ногу ставят на лед передней частью, в основном на зубцы.

Толчок в реберных прыжках выполняют одной ногой, в носковых — двумя, причем опорная нога скользит на ребре, а толчковая ставится на носок конька. В носковых прыжках фигурист отрывается от льда сначала опорной ногой, которая, таким образом, становится маховой, а затем толчковой.

Если направление вращения тела в полете совпадает с направлением закривления дуги, на которой выполняется подготовка к толчку и сам толчок, то направление условно называют положительным. В прыжках с так называемым отрицательным направлением тело в полете вращается в сторону, противоположную направлению закривления толчковой дуги.

По числу оборотов различают прыжки без вращения в полете, а также с поворотом тела на 0,5; 1; 1,5; 2; 3; 3,5; 4 и т. д. оборотов.

Прыжки в фигурном катании

Разделение прыжка на периоды и фазы. Прыжок в фигурном катании имеет весьма сложный двигательный рисунок и состоит из последовательной цепи тесно связанных движений отдельных частей тела. Изучать такие движения удобнее путем расчленения целого движения на составные части, каждая из которых решает свою конкретную задачу. Поскольку части прыжка имеют непрерывно изменяющиеся характеристики, то возможны различные варианты, разделения прыжка. Исходя из общепринятой схемы анализа и опираясь на специфические особенности прыжка, его можно разделить на следующие периоды и фазы:

1. Период разбега. Он включает фазу приобретения скорости и фазу подготовки к толчку.
2. Период толчка. В него входит фаза амортизации и фаза активного отталкивания.
3. Период полета. Он состоит из фазы группировки и фазы разгруппировки.
4. Период приземления. В него входит фаза амортизации и фаза выезда.

Главная особенность прыжков в фигурном катании состоит в том, что они выполняются в условиях скольжения на коньках по дуге.

Разбег. Разбег является начальной частью прыжка. Приобретение скорости, длительность разбега, характер его выполнения существенно влияют на качество всех других частей прыжка.

В фазе приобретения скорости фигурист использует перебежки вперед и назад, различные комбинации шагов, позволяющие достичь необходимую скорость движения. В каскадах прыжков для выполнения каждого последующего прыжка используется скорость, сохранившаяся от предыдущего.

Основная особенность современной техники спортивных прыжков—высокая скорость разбега, создающая хорошие предпосылки для сообщения телу поступательного и вращательного движений. Как правило, следует стремиться к широкому, энергичному разбегу, избегать настороженных, закрепощенных движений, часто носящих характер подкрадывания к прыжку.

Форма разбега, его расположение на площадке могут быть самыми разнообразными. Начинающим и фигуристам средней квалификации лучше пользоваться наиболее удобными. Правильная траектория позволяет продемонстрировать судьям прыжок в наиболее эффектном ракурсе, создает у спортсмена ощущение удобства перед прыжком, задает определенное направление прыжка (вдоль длинного, вдоль короткого борта, по диагонали и т. п.), облегчающее исполнение.

Толчок. Толчок — важнейшая часть прыжка. При выполнении прыжков толчок решает две основные задачи: сообщает телу движение в направлении вперед-вверх и придает вращение вокруг продольной оси. Движение вперед-вверх необходимо для перемещения тела от отрыва к приземлению, а вращение вокруг продольной оси — для выполнения в полете нужного числа оборотов.

Движение вперед-вверх и вращение тесно связаны и возникают за счет разгибания толчковой ноги и махов руками, ногой и туловищем.

Пожалуй, основным показателем сложности прыжков является число оборотов, которое совершает фигурист за время полета. В связи с этим важно знать механизм создания вращения вокруг продольной оси при выполнении прыжков.

Вращательное движение вокруг продольной оси тела возникает во время толчка. В полете фигурист лишь увеличивает или уменьшает угловую скорость вращения, а момент количества движения, или, говоря упрощенно, запас вращательного движения тела практически остается неизменным. Существует несколько способов создания начального вращательного движения вокруг продольной оси.

Прыжки в фигурном катании

1. Скольжение по дуге. На рис. слева (а), дана схема поворота тела при скольжении по толчковой дуге в прыжке сальхов. При перемещении по толчковой дуге линия плеч совершила поворот на определенный угол. Приближенно можно считать, что на этот же угол совершило поворот и тело фигуриста. Зная, что указанный поворот произошел за определенное время, можно определить среднюю угловую скорость вращения. Таким образом, во время движения по толчковой дуге тело спортсмена приобретает начальное вращение, количество которого определяется кривизной толчковой дуги, временем скольжения по этой дуге и положением звеньев тела относительно оси вращения.

2. Вращение верхней части тела. На рис. слева (б) приведена кинограмма отталкивания. Видно, что голова, плечи и руки фигуриста энергично поворачиваются. В результате верхняя часть тела приобретает вращательное движение. Из-за ограниченной подвижности плеч относительно таза верхняя часть тела увлекает нижнюю; таким образом, все тело приобретает вращение.

Итак, благодаря вращению верхней части тела во время отталкивания фигурист приобретает вращательное движение, количество которого зависит от угловой скорости вращения верхней части тела.

3. Стопорящее движение. В легкой атлетике, акробатике и в ряде других видов спорта толчок в прыжках, как правило, сопровождается стопорящей постановкой толчковой ноги. Это приводит к потерям горизонтальной скорости, но помогает созданию вертикальной. Одна из особенностей прыжка в фигурном катании состоит в том, что потери горизонтальной скорости правой и левой частями тела в результате стопорящего движения неодинаковы, а это равносильно возникновению вращения вокруг продольной оси.

На рис. выше, (в) дана схема стопорящего движения зубцами конька. В результате тормозящего действия правой ноги тело фигуриста приобретает вращательное движение вокруг вертикальной оси. Количество вращательного движения, полученного телом при стопорящем движении, определяется главным образом скоростью разбега, эффективностью стопорящего движения и положением тела в момент толчка.

В носковых прыжках стопорящее движение осуществляется в основном зубцами конька; в реберных же прыжках торможение в стопоре выполняется преимущественно ребром конька. На рис. выше, (в) хорошо видно, как возникает начальное вращение в прыжке двойной аксель. Стопорящее движение здесь осуществляется ребром.

Указанные три способа создания начального вращения в прыжках встречаются в различных сочетаниях. Каждому прыжку соответствует свой способ или совокупность способов. В тех прыжках, где вращение создается несколькими способами, существует определенная очередность основного и вспомогательного способов.

Стопорящее движение коньком толчковой ноги в большей или меньшей степени встречается во всех прыжках. Однако в некоторых прыжках (например, сальхов и петля) это движение служит главным образом для обеспечения устойчивости оси вращения в толчке, а не для создания вращательного движения. Вот почему для этих двух прыжков данный способ создания движения является сопутствующим.

В ряде прыжков (сальхов, тулуп, флип) некоторое количество вращательного движения создается при переходе от разбега к толчку. Практика показывает, что акцентированное вращение в этот момент часто вызывает потерю равновесия при скольжении по толчковой дуге. Поэтому предпочтительнее создавать вращательное движение при скольжении по толчковой дуге в ее конечной части.

Маховые движения способствуют перемещению тела в направлении толчка, улучшают координацию движений, повышают эстетическое впечатление от прыжка.

Прыжки в фигурном катании

Маховые движения руками и свободной ногой должны проходить по траекториям, проходящим близко от продольной оси тела. Необходимо, чтобы направление перемещения маховых звеньев в основном совпадало с направлением отталкивания. Направление движения о. ц. т. тела в большинстве прыжков приблизительно совпадает с направлением касательной к толчковой дуге. Следовательно, в этом направлении должны осуществляться и маховые движения. Отмеченным двум положениям в наибольшей степени отвечает мах двумя руками в направлении вперед-вверх. Направление маха ногой также должно совпадать с общим направлением движения тела. Очень важен характер торможения маховых звеньев. Чем быстрее торможение, тем эффективнее маховое движение.

В некоторых прыжках имеет место энергичное разгибание туловища, выполняемое со значительной амплитудой и высокой угловой скоростью. Такие движения туловища, по существу, считаются маховыми. Наиболее выражены они в носковых прыжках, особенно в прыжке лутц, где способ отталкивания несколько затрудняет маховые движения руками и ногами в направлении движения тела.

Согласованное выполнение маховых движений и разгибания толчковой ноги, эффективное взаимодействие конька со льдом увеличивают высоту прыжка, обеспечивают выполнение в полете требуемого количества оборотов при устойчивом движении оси вращения.

Полет. Важным показателем техники исполнения полета является характер изменения скорости вращения тела. Характер изменения угловой скорости в различных прыжках может быть различным. Объясняется это тем, что начало группировки, ее скорость и плотность, длительность фиксации, скорость разгруппировки зависят от числа оборотов прыжка, стиля и манеры исполнения. Существуют прыжки с фиксацией плотной группировки и без нее.

В прыжках с максимальным для спортсмена числом оборотов происходит фиксация плотной группировки. Таким способом выполняют в основном прыжки в 2,5 оборота и более. Одинарные прыжки и так называемые открытые выполняют без фиксации плотной группировки. Прыжок аксель в 1,5 оборота и некоторые двойные прыжки часто выполняют в затяжном варианте. В этом случае фигурист отрывается от льда в полностью разгруппированном положении и группируется лишь после того, как пройдет верхнюю точку траектории. Со стороны кажется, что он словно повисает в воздухе.

Поздняя группировка делает затяжные прыжки очень эффектными.

Однако из-за низкой средней угловой скорости такой вариант группировки неприемлем для прыжков с максимальным числом оборотов.

Встречаются различные варианты положения рук и ног в группировке. Оптимальной является группировка, заимствованная из хореографии и используемая балетными танцовщиками в прыжках и вращениях. Этот способ отвечает двум главным требованиям, предъявляемым, к прыжкам. С одной стороны, обеспечивает малый момент инерции тела относительно оси вращения, с другой — придает телу красивое положение в полете.

Приземление. Приземление, как заключительная часть прыжка, взятое отдельно, не представляет особой сложности для фигуристов. Однако выполнение приземления как части многооборотного прыжка достаточно трудно, что обусловлено усложнением условий работы афферентных систем организма при вращении тела в полете с высокой угловой скоростью, а также возможными ошибками, допускаемыми в предыдущих частях прыжка.

Основная задача при приземлении — сохранить равновесие на опорной ноге. Для ее успешного решения фигурист должен затормозить вертикальное движение тела, согнув опорную ногу, уменьшить остаточную скорость вращения тела относительно продольной оси и обеспечить жесткость взаимного положения звеньев тела во время выезда.

Прыжки в фигурном катании
В качественно выполняемых прыжках продольная ось тела при переходе от полета к приземлению остается параллельной тому положению, которое было получено в толчке и сохранялось в полете. В начальной фазе приземления, т. е. при замедлении движения тела вниз, амортизационная нагрузка достигает значительной величины.
тельное движение продольной оси туловища при переходе от полета к приземлению

Коленный и тазобедренный суставы в момент, предшествующий касанию коньком льда, несколько согнуты, что позволяет избежать жесткого удара и предотвратить возможность травм опорной ноги.

Положение опорной ноги в конце амортизации прежде всего зависит от высоты прыжка и уровня силовых качеств фигуриста. Сгибание опорной ноги делает приземление более мягким, однако чрезмерное сгибание затрудняет выезд, так как это усложняет работу опорной ноги. Для обеспечения устойчивого скольжения после приземления необходимо, чтобы продольная ось тела имела небольшой наклон в сторону центра дуги приземления.

Если величина наклона продольной оси тела к плоскости льда недостаточна, то верхнюю часть тела фигуриста как бы выбрасывает наружу дуги приземления. Чрезмерный наклон вызывает падение внутрь дуги приземления. Следует учитывать, что в момент приземления зубцы опорного конька создают торможение, из-за чего фигуриста нередко опрокидывает назад. Для предотвращения этой ошибки нужно к моменту приземления немного наклонить тело вперед.

Список использованной литературы:

  1. Фигурное катание на коньках: Учеб. для ин-тов физ. культ. Под общ. ред. А. Н. Мишина. — М.: Физкультура и спорт, 1985. — 271 с.