Методика обучения в фигурном катании
Фигурное катание
- Коньки для фигурного катания
- Одежда для фигурного катания
- Характеристика фигурного катания
- История фигурного катания
- Физическая подготовка в фигурном катании
- Хореографическая подготовка в фигурном катании
- Специальная подготовка в фигурном катании
- Периодизация в фигурном катании
- Планирование в фигурном катании
- Занятия фигурным катанием с детьми школьного возраста
- Отбор в фигурном катании
- Методика фигурного катания
- Комплектование групп в фигурном катании
- Обязательные фигуры фигурного катания
- Обучение катанию на коньках
- Элементы обязательных фигур фигурного катания
- Позиции фигуриста
- Стартовые толчки в фигурном катании
- Дуги в фигурном катании
- Повороты в фигурном катании
- Круги в фигурном катании
- Перетяжки в фигурном катании
- Тройки в фигурном катании
- Скобки в фигурном катании
- Крюки в фигурном катании
- Выкрюки в фигурном катании
- Петли в фигурном катании
- Методика обучения в фигурном катании
- Восьмёрка в фигурном катании
- Параграфы в фигурном катание
- Произвольное катание в фигурном катании
- Прыжки в фигурном катании
Наташка
http://www.fizkult-ura.ru
Выполнение обязательных фигур связано с начертанием на льду рисунка. В силу этого главным в методике обучения должно стать воспитание у спортсмена аккуратности, внимательности и точности при условии совершенного владения движениями.
Другая особенность обучения обязательным фигурам связана с тем, что выполнение основных элементов базируется на более простых элементах. Такая связь между простым и сложным существует, конечно, и в других разделах фигурного катания, как и в других видах спорта вообще.
Но в обязательных фигурах она выражена наиболее ярко: простые элементы — толчки, дуги, тройки, перетяжки и т. д. — в различных сочетаниях образуют другие, более сложные фигуры.
Любой разучиваемый элемент нужно рассматривать не как законченный, самостоятельный, а как составную часть сложной фигуры. Разнообразны и технические приемы выполнения отдельных элементов обязательных фигур. Объединенные вместе, они составляют единую, цельную систему обучения. Единство различных технических приемов — обязательное условие высокой эффективности их выполнения. Если каждый элемент обязательных фигур преподносят обучающемуся изолированно, без связи с более простыми и сложными элементами, если выполнение всех деталей-фигур не объединено общими принципами и положениями, эффективность обучения падает, а сроки обучения возрастают.
Последовательность обучения новым фигурам. При ознакомлении спортсменов с новой фигурой необходимо обращать особое внимание на те движения, позиции, отталкивания и т. п., которые встречались в более простых, уже знакомых фигурах. Они должны стать фундаментом, своего рода опорными пунктами при изучении каждой фигуры.
Спортсмены, приступающие к освоению новой фигуры, должны уверенно выполнять весь комплекс движений вне льда. Овладевать позициями эффективнее в зале, перед зеркалом. Занятие проводится по следующей схеме:
1. Словесное объяснение сути фигуры, принципа выполнения. 2. Показ кинограммы образцового выполнения. 3. Разучивание позиций и движений: а) стартовое положение; б) подготовка к элементу; в) положение линии плеч, рук, таза и свободной ноги перед выполнением элемента; г) движение плечевого пояса относительно таза при выполнении элемента; д) движение свободной ноги при выполнении элемента; е) движение опорной ноги при выполнении элемента; ж) положение линии плеч, рук, таза и свободной ноги после элемента; з) подготовка к следующему элементу и далее по приведенной схеме.
Большую помощь на этом этапе овладения обязательной фигурой может оказать тренажер в виде вращающейся платформы типа «Грация». Использование его особенно эффективно при разучивании и совершенствовании встречного движения плечевого пояса относительно таза, движения свободной и опорной ног в поворотах.
Первоначально все движения разучивают, держась одной рукой за внешнюю опору (гимнастическую лестницу, палку в хореографическом зале и т. д.), а затем переходят к выполнению движений без опоры.
При разучивании нового элемента на льду, например поворота, вначале отрабатывают позиции перед поворотом и после него. Затем переходят к овладению встречным движением плечевого пояса относительно таза. Разучивают его при скольжении на обеих ногах, добиваясь точных движений туловища, правильного положения плеч и рук.
Движение свободной ноги отрабатывают у борта катка, держась за него руками. При этом обращают особое внимание на то, чтобы движение свободной ноги точно согласовывалось с движением опорной, выполняющей въезд и выезд из поворота, и тщательно контролировалась координация движений опорной и свободной ног с работой плечевого пояса.
После того, как фигурист освоит все движения поворота с опорой о борт катка, приступают к выполнению элемента в условиях скольжения, опираясь сначала на руки преподавателя обеими руками, а затем одной рукой. Подобным образом легче разучивать как повороты и перетяжки, так и переводы.
Самостоятельное выполнение элемента без контроля рисунка фигуры — следующий этап разучивания. На начальном этапе первостепенное значение приобретает точность соблюдения позиций и реберность выполнения. Излишне ранний переход к выполнению элемента по рисунку кругов может исказить точность позиций, вызвать, например, наклон головы, перекос линии плеч, неправильное положение бедер и другие ошибки. Однако после того, как фигурист усвоил основную схему (обычно после 2—5 тренировочных занятий), нужно приступать к выполнению разучиваемого элемента по начерченным кругам.
Обучение точности скольжения. Важным качеством, необходимым для успешного выполнения обязательных фигур, является точность скольжения.
В основе точного скольжения лежит умение воспроизвести заданное движение во времени и пространстве. В основе точности покрытия (стабильности движений) лежит гибкость двигательного навыка, вариативность структуры управления.
Точность при простом скольжении может быть улучшена благодаря правильному выбору места следа, в которое должен быть направлен взгляд фигуриста. Выполняя второй след, необходимо стремиться, чтобы он был расположен несколько внутри первого. Это, как правило, уменьшает разброс следов. Последующие следы прокладываются в своего рода коридоре, образованном первым и вторым следами. Если один из следов или его участок нарисованы неправильно, то в дальнейшем исправляют рисунок и выполняют фигуры по правильному следу.
Качество покрытия, а также гладкость следа улучшаются, если при скольжении акцентировать внимание на том, чтобы расположить конек по касательной к следу в точке скольжения. Наиболее сложна точность покрытия поворотов. Работу необходимо начинать с выявления характера, системы разброса. Можно установить, например, что фигурист располагает след каждого последующего поворота позже предыдущего. В этом случае спортсмен получает задание располагать каждый последующий элемент перед предыдущим.
Точность покрытия помогают совершенствовать и специальные упражнения. Например, фигурист должен расположить элементы по заранее заданной преподавателем схеме. Допустим, первый — на оси, второй — до первого элемента, третий — после него и т. п. Разновидность этого упражнения: заранее определить чередование расположения элементов в направлении «выше-ниже». Например, первый элемент выше, второй ниже, третий опять выше.
Важно обучить спортсмена выполнять покрытие следа непрерывно, не фиксируя взгляда и внимания на одной точке. Наблюдать за следом нужно по правилу непрерывного переключения внимания на предстоящие участки. Это особенно трудно выполнить при покрытии поворотов. В момент выполнения въезда в поворот фигурист уже должен думать о том, как он преодолеет вершину элемента; в момент прохождения вершины он концентрирует внимание на выезде из поворота и т. д. Так внедряется в практику принцип слежения с опережением.
Путь к совершенствованию точности покрытия следа лежит через поиск вариантов выполнения, способов отталкивания и таких смен позиций, которые обеспечивают возможно более полный зрительный контроль следа. Эти варианты обычно отличаются сложностью с точки зрения техники выполнения.
Для уменьшения разбросов следов и устранения хронических искажений рисунка целесообразно использовать ориентиры, положенные на лед (например, кусочки бумаги), создающие своего рода коридор, в котором только и могут пролегать следы. Мастерство скольжения, его точность, как мы уже говорили, можно значительно улучшить в процессе совершенствования двигательных возможностей фигуриста. Хорошим средством для этого являются специальные фигуры, выполняемые в заключительной части занятия в форме игры, соревнования на качество покрытия, точность и красоту рисунка. Совершенствование исполнения фигур.
После того как освоен основной учебный материал, начинается непрерывный процесс совершенствования. Этап совершенствования мастерства исполнения обязательных фигур включает еще две основные задачи: шлифовка техники и создание функциональной избыточности. Шлифовка техники проводится для совершенствования следующих деталей: 1. Точности позиций, и в первую очередь положения линий плеч и бедер, положения рук, ног, головы и свободной ноги. 2. Начертания кругов, коридоров, формы толчков, начальных участков следа, подъезда к толчкам. 3. Реберности элементов. 4. Симметрии рисунка поворотов. 5. Покрытия дуг, толчков, перетяжек и поворотов.
Создание функциональной избыточности тесно связано с совершенствованием техники выполнения. В обязательных фигурах функциональная избыточность достигается в процессе работы над вариативностью выполнения, путем использования в тренировке различных вариантов техники. В первую очередь это касается формы и амплитуды движения свободной ноги в поворотах, способов отталкивания в крюках и выкрюках, вариантов перевода плечевого пояса и головы, а также подготовки к поворотам.
Другим средством повышения функциональной избыточности являются специальные упражнения, модифицированные и усложненные варианты обязательных фигур. Среди них двойное выполнение круга, поворота, петли, многократное повторение различных поворотов и т. п.
В переходном периоде подготовки можно проводить испытания различных по конфигурации лезвий коньков, способов заточки, высоты каблука, расположения конька на ботинке. Такие поиски, с одной стороны, позволяют определить оптимальный для данного фигуриста комплект инвентаря, с другой — повышают функциональную избыточность. Следует учитывать, что эксперименты с инвентарем крайне нежелательны в подготовительном периоде и недопустимы в соревновательном.
Структура и содержание учебно-тренировочных занятий. Построение занятия по изучению обязательных фигур должно учитывать в первую очередь специфику двигательной деятельности спортсмена. В ее основе лежат четыре последовательные зоны состояний: предстартовое состояние и состояния врабатываемости, устойчивости и сниженной работоспособности.
В соответствии с этим устанавливается следующая последовательность в решении задач: организация фигуристов; специальная предварительная подготовка; решение задач определенного учебно-тренировочного занятия; окончание занятия. Такие задачи решаются в подготовительной, основной и заключительной части занятий.
Подготовительная часть занятия включает разъяснение схемы выполнения фигур и количества повторений каждой фигуры. Спортсмены готовят коньки, одежду, раскладывают циркули. Разминка состоит из общей части, проводимой в зале. В нее входят общеразвивающие упражнения. В общей части разминки очень важно проверить кинестезические ощущения и проконтролировать чувство равновесия. Для этого используют упражнения, связанные с поворотом плечевого пояса относительно таза, имитирующие повороты и перетяжки. В общей части разминки основное внимание уделяют приведению в готовность анализаторных систем: двигательной, вестибулярной, тактильной.
Специальную часть разминки проводят на льду. Она состоит из выполнения простых фигур и их частей, являющихся подготовительными для тех, что будут выполняться в основной части урока. Специальная часть разминки не должна занимать много времени, иначе не будет возможности выполнить основную программу урока и заключительную часть, сократится время на отработку фигур с петлями — одного из наиболее сложных и ответственных разделов обязательных упражнений. Если фигуристу в специальной части разминки не удается достичь требуемого уровня выполнения подготовительной фигуры, то ее изучение целесообразно включить в основную часть занятия. Вообще же в разминке следует использовать только те движения и фигуры, которые спортсмен выполняет уверенно. Основная часть занятия, как правило, включает выполнение фигур из соревновательной программы для фигуриста данного разряда.
Содержание занятий и характер их проведения меняются в зависимости от этапа подготовки. В первой половине общеподготовительного этапа (июль—август) содержание основной части занятия составляют упрощенные варианты выполнения фигур, подводящие и имитационные упражнения. Кроме того, спортсмены отрабатывают наиболее трудные для себя элементы. Для занятий характерно малое число фигур и большое количество повторений. Значительную часть тренировки (70—80%) составляет выполнение фигур по циркулю. Большое внимание уделяется имитационным движениям у борта катка и с помощью преподавателя. Проводятся контрольные соревнования по выполнению простых фигур, отдельных толчков, поворотов и т. п., а во второй половине этого периода — по выполнению сложных фигур.
На этапе специальной подготовки (сентябрь—октябрь) переходят к отработке соревновательного варианта фигур. Для предварительного начертания рисунка меньше используют циркуль (40—50%), с его помощью в основном контролируют точность начертания фигур. Увеличивают число фигур, выполняемых в течение одного занятия, проводят контрольные соревнования по отдельным фигурам, группам фигур и подробно разбирают допущенные ошибки.
На этапе контрольных соревнований в соревновательном периоде (ноябрь — декабрь) фигурист должен быть полностью готов к выполнению всех фигур программы. Тренировку фигур теперь проводят по группам классификации, утвержденной на данный сезон. В этот период сокращают время, отводимое для работы над отдельной фигурой. Серия контрольных стартов должна полностью воссоздавать соревновательную обстановку (разминка, выбор льда, бригада судей, оценка и т. п.).
На этапе основных соревнований (январь — март) ведется целенаправленная работа по исправлению ошибок и недочетов, выявленных в ходе контрольных стартов. Учебно-тренировочные занятия в это время посвящены контрольному выполнению фигур, отработке деталей, исправлению ошибок.
В переходный период (апрель—май) постепенно отказываются от контрольных выполнений фигур. Главная задача этого периода — расширение двигательных возможностей спортсмена, поиск и разучивание новых способов выполнения элементов, определение путей совершенствования отстающих звеньев в подготовке фигуриста.
В основной части занятий в различные периоды подготовки недопустимы монотонность и однообразие в выборе средств и формы тренировки в годовом цикле. Занятия подготовительного, соревновательного и переходного периодов должны существенно отличаться друг от друга по содержанию и форме проведения. В этом залог эффективности обучения и поддержания интереса фигуристов к овладению обязательными фигурами.
В заключительную часть занятия входят упражнения, не требующие максимальной концентрации внимания. Целесообразно имитировать повороты, выполняемые многократно по прямой, специальные фигуры (тюльпанчики, звездочки и т. п.) и другие упражнения.
Список использованной литературы:
- Фигурное катание на коньках: Учеб. для ин-тов физ. культ. Под общ. ред. А. Н. Мишина. — М.: Физкультура и спорт, 1985. — 271 с.
- версия для печати
- 18610 просмотров