Занятия фигурным катанием с детьми школьного возраста

Фигурное катание

Опубликовано
Наташка
http://www.fizkult-ura.ru

Фигурное катание

Особености занятий с детьми школьного возраста

В настоящее время прочно утвердилась точка зрения на фигурное катание как на вид спорта, приносящий большую пользу физическому совершенствованию детей дошкольного младшего школьного возраста (с 6—7 лет). Если учесть период начальной подготовки детей к разносторонней двигательной деятельности на коньках (с 4 лет), то следует признать, что фигурное катание — прежде всего вид детского спорта.

На практике чаще всего распределяют детей на группы в связи с обучением в школе:
младший возраст — 7—11 лет, средний возраст — 12—16 лет старший возраст — 17—18 лет.

К 7 годам двигательный аппарат ребенка достигает высокой уровня развития, что позволяет обучать их широкому кругу разнообразных движений.

В 7—9 лет, а затем в начальный период полового созревания (у мальчиков с 12 лет, у девочек с 11 лет) наблюдается усилены роста позвоночника. Поскольку в подростковом возрасте часто значительно увеличиваются размеры длинных трубчатых костей нижних конечностей, в период полового созревания может наблюдаться весьма выраженный рост — до 10 см за год.

В младшем школьном возрасте четко формируются основные кривизны позвоночника: шейный и поясничный лордоз, трудно кифоз. Грудная клетка достигает структуры, характерной для взрослого человека. Дети 7—11 лет отличаются хорошей гибкостью в суставах. А это очень важно в фигурном катании. В этом возрасте весьма податливы и мелкие суставы стоп, что легко вызывает понижение продольного свода стопы при нагрузке, как правило имеющее обратимое функциональное значение. Такое уплощение свода стопы легко определить по ее удлинению во время нагрузки.

К 7 годам высокого уровня развития достигает мышечный аппарат, обладающий высокой возбудимостью, лабильностью (способностью воспроизводить высокие частоты раздражений) и большой способностью к разнообразнейшему согласованию сокращений различных мышц. Особенно важно, что в младшем школьном возрасте уже полностью созревают рецепторы, воспринимающие напряжение, расслабление и растягивание мышц и внутрисуставное давление, а к 12—15 годам морфология проприорецепторов соответствует уровню морфологии взрослого человека. Таким образом, создаются исключительные условия для совершенствования координации, столь важной для достижения высокого технического мастерства уже в школьные годы. Это прежде всего связано с высокой «остротой» мышечно-суставного чувства и тактильного чувства — основы управления движениями.

Большая роль здесь принадлежит мышечному аппарату туловища, образующему так называемый мышечный корсет. Так как позвоночник и грудная клетка детей весьма эластичны и податливы, то осанку в основном определяют функциональные особенности мышц туловища, а это для фигуриста — вопрос первостепенной важности. Осанка — это не только соотношение различных частей тела в статике, но и сохранение этого соотношения в ходе сложной двигательной деятельности.

Правильная осанка создает общее впечатление непринужденности, красоты поз и движений фигуриста. Она является также условием точности движений (например, при так называемом скручивании — противоположном движении плечевого пояса по отношению к тазу).

Заслуживает серьезного внимания развитие силы мышц ног. Особенно это важно при одноопорном положении, характерном для фигуриста. Стопы спортсменов испытывают исключительную нагрузку, особенно в прыжках. Адаптация стоп к большим, но непродолжительным нагрузкам и к небольшим, но длительным (например, при выполнении спирали) облегчается их рессорностью. Своды образуются мелкими костями скелета стопы, связочно-суставным аппаратом и мышцами стопы и голени. Ведущая роль в сохранении сводов стопы принадлежит мышцам, активно удерживающим продольный свод между пяточной костью и первыми фалангами пальцев, и поперечный — между основаниями большого пальца и мизинца. Необходимо подчеркнуть, что жесткое крепление ботинка не снижает нагрузки на мышечный аппарат стопы. Он интенсивно работает во время катания в изометрическом режиме. Именно в этом режиме развивается ритмическая (фазовая) деятельность мышц, удерживающих своды стопы во время толчков, при сохранении поз во вращениях и т. д. При рационально организованных занятиях фигурным катанием мышцы стоп развиваются. Положительное влияние на их формирование оказывает жесткая фиксация ботинком костной основы, не допускающая уплощения сводов и позволяющая интенсивно сокращать мышцы во время катания.

Сокращение мышц и незначительные смещения в мелких суставах стопы играют в фигурном катании исключительно важную сенсорную (чувствительную) роль. По сигналам от рецепторов стопы идет информация в нервные центры о перемещениях конька, о локализации и силе давления на лед определенной частью лезвия конька, о связи движений тела с рисунком на льду. От остроты «чувства льда» во многом зависит устойчивость фигуриста, его уверенность, техничность выполнения фигур.

Совершенствование функций двигательного аппарата в школьные годы состоит в повышении силы, быстроты и выносливости.

Сила мышц заметно увеличивается с 7 лет, и до 16—17 лет наблюдается наиболее интенсивный рост ее, особенно при пересчете на килограмм веса — относительная сила. Относительная сила позволяет оценить важную для фигуриста способность выталкивать свое тело во время прыжков. Следует отметить более интенсивный рост мышц-разгибателей по сравнению со сгибателями. Намного увеличивается в школьные годы способность ребят к дифференцированию величины усилий (особенно в период 11 —16 лет).

Высокого уровня в школьные годы достигает скорость выполнения отдельных движений и укорочение скрытого периода двигательной реакции. Уже к 13—14 годам эти показатели приближаются к показателям взрослых. Выраженное увеличение частоты движений, выполняемых в заданном темпе, наблюдается с 4 до 16 лет (у мальчиков — в 3,5 у девочек —в 3,3 раза).

Дети очень быстро (к 14 годам) достигают высокой способности одновременно выполнять движения симметричными частями тела.

Для фигуристов важно развивать выносливость к статическому усилию, особенно мышц нижних конечностей и туловища. Ощутимый рост выносливости к статическому усилию наблюдается с 11—12 до 17 лет. Как сила, так и выносливость к статическим усилиям увеличиваются в большей степени в тех мышцах, которые подвергаются направленной тренировке.

Высокого совершенства достигает в школьные годы система анализаторов (зрительного, тактильного, вестибулярного и звукового).

Роль функции зрительного анализатора для фигуриста весьма велика, поскольку она тесно связана с функцией двигательного анализатора (проприоцептивного). С возрастом движения фигуриста становятся все более точными.

Способность четко различать предметы на близком расстоянии достигает высокого уровня развития к 11 — 13 годам. Аккомодация (способность четко видеть предметы на различном от глаза расстоянии) имеет важное значение для фигуристов. Ее легко проверить при обследовании у врача. Также легко оценить и остроту зрения, которая в норме достигает высокого уровня уже к младшему возрасту и выражается в способности четко различать контуры мелких предметов. Исключительно важно в фигурном катании пространственное зрение. Совершенствование остроты пространственного зрения наиболее выражено с 6 до 17 лет.

Тесно связаны с двигательной и зрительной функциями и функции вестибулярного анализатора. С возрастом повышается устойчивость вестибулярной функции. Так, вестибулярная хронаксия с 7 до 15 лет увеличивается примерно в два раза, что говорит o снижении чувствительности вестибулярного анализатора к действиям ускорений. Отмечено, что в процессе занятий фигурным катанием вырабатывается высокая устойчивость вестибулярной функции, выражающаяся в сохранении равновесия тела при вращательных и прямолинейных ускорениях.

У детей наблюдается высокий уровень развития тактильного чувства и слуха.
Развитие комплекса анализаторов (особенно двигательного,
тактильного, зрительного, вестибулярного и звукового) имеет исключительное значение для регуляции двигательной деятельности фигуриста, определяя "чувство льда", "чувство партнера", "чувство симметрии фигуры" и другие комплексы ощущений, на которых строится филигранная техника катания.

Большая роль в двигательной деятельности принадлежит функциям желез внутренней секреции, особенно в период полового созревания. С одной стороны, активность половых гормонов, выделяемых в кровь, повышает физическую работоспособность; с другой яркость эмоциональных переживаний, их новизна создает большие сложности в тренировке. Возможны появление невротических реакций, переоценка своих сил и пр.

Как известно, со степенью полового созревания детей связана активность физического развития. Чем интенсивнее половое созревание, тем больше величина жизненной емкости легких, сила мышц кисти, становая сила и другие показатели развития детей. Успех в обучении в большей степени сопутствует детям с ускоренным физическим развитием (акселерация). Однако его не следует переоценивать, ибо сложности процесса полового созревания могут и отрицательно повлиять на динамику роста результатов, и тогда возникает так называемое плато, то есть застой в развитии.

Следует серьезное внимание уделять состоянию вегетативных функций (кровообращение, дыхание, обмен веществ и энергия). Без должного вегетативного обеспечения движений, без хорошего здоровья нельзя рассчитывать на успех в фигурном катании.

Особое значение в регуляции движений фигуриста имеет совершенствование процессов высшей нервной деятельности, особенно уравновешенности нервных процессов. Период с 7 до 11 лет характеризуется быстрым, но спокойным формированием процессов высшей нервной деятельности и все возрастающей способности к обучению. Все виды внутреннего торможения выражены хорошо. Весьма сложным в развитии высшей нервной деятельности следует считать период с 11 до 13 лет у девочек и с 13 до 15 лет у мальчиков — так называемая первая фаза переходного возраста. В это время начинается развитие вторичных половых признаков и выявляются начальные эндокринные сдвиги. Поведение детей характеризуется преобладанием возбуждения, неадекватностью реакций на вызвавшие их раздражители и фазовостью нервной деятельности, неадекватной сменой возбуждения тормозными реакциями. Нередко появляется широкая генерализация возбуждения, мешающая точному выполнению локальных движений. В этом периоде может уменьшаться скорость реакции на сигналы, затрудняя понимание заданий и объяснений. В то же время требования к детям, занимающимся в таком возрасте фигурным катанием, повышаются.

К 15—17 годам юные спортсмены могут достичь высокого мастерства. Однако ко времени окончания школы жизненный опыт, общая культура еще не настолько высоки, чтобы создать яркий и индивидуальный почерк исполнителя, добиться высокой художественности и выразительности в программе.

Список использованной литературы:

  1. Фигурное катание на коньках. Учебник для ин-тов физической культуры. Под общ. ред. А.Б. Гандельсмана. М: ФиС, 1975 г., 183 с.