You are here
Главная » Психология физического воспитания и спорта » Психологическая подготовка парашютиста » Прыжки с парашютом - четвёртое занятиеПрыжки с парашютом - четвёртое занятие
Психология физического воспитания и спорта
- Культура Побеждать
- Формирование физических действий
- Мотивация в спорте
- Формирование физических действий (продолжение)
- Специализированные восприятия в спорте
- Внимание на уроках физической культуры
- Восприятие на уроках физической культуры
- Особенности процесса мышления
- Особенности проявления памяти
- Психическое здоровье
- Учёт индивидуальных особенностей спортсменов
- Деятельность учителя физической культуры
- Личность спортсмена
- Предстартовые состояния
- Психологическая нагрузка и здоровье человека
- Психологические аспекты построения соревновательного поведения в спорте
- Психологические резервы оптимизации спортивной деятельности
- Система эмоционально-волевой подготовки (ЭВП) спортсменов
- Что такое медитация
- Психологическая подготовка парашютиста
- Психологическое влияние высоты
- Предстартовые состояния парашютиста
- Состояния парашютиста на этапах прыжка
- Влияние тренировок на организм парашютиста
- Эмоциональные состояния и индивидуальные особенности парашютистов
- Психологическая подготовка парашютиста
- Специальная психологическая подготовка парашютиста
- Методика подготовки парашютиста
- Прыжки с парашютом - первые занятия
- Прыжки с парашютом - третье занятие
- Прыжки с парашютом - четвёртое занятие
- Признаки зрелой и незрелой личности (спортсмена)
Четвертое занятие дает теоретическое обоснование и практические навыки целенаправленного активирования психической деятельности при подготовке к прыжку а на его этапах. Оно охватывает следующий круг вопросов:
1. Общие понятия о внешней и внутренней активности.
2. Обоснование необходимости активирования психической деятельности начинающего парашютиста.
3. Конкретные методы и приемы активирования действий на этапах прыжка.
Результаты спортивной деятельности — это итог внешне проявляемых целенаправленных действий. Однако внешней активности всегда предшествует и сопутствует внутренняя, мобилизующая психические процессы (ощущения и восприятия, внимание, мышление, воля и др.). Соответствие внешней и внутренней активизации деятельности — обязательное условие волевого поведения.
Активирование психической (корковой) деятельности начинающего парашютиста необходимо потому, что пассивно-оборонительный рефлекс на высоту вызывает торможение корковых отделов, угнетает психические процессы. И если по каким-либо причинам тонус коры снижен, страх высоты проявляется сильнее. Каждый из новичков, например, может подтвердить, что в ночь накануне прыжков мысли его о предстоящем событии сопровождались сильными отрицательными переживаниями.
По этой же причине страх высоты выражен особенно сильно во время прыжков, «совершаемых» в сновидениях. Очень характерный пример приводит мастер спорта Ю.И. Иванов. «Мне приснился, — пишет он, - пережитый днем прыжок (аварийный). Приснился реально, ярко, со всеми подробностями. Я проснулся, не помня себя от ужаса. Тогда, наяву, камнем летя к земле и отчаянно борясь за жизнь, я не испытывал страха. Просто на это не было времени. А теперь, лежа в темноте с открытыми глазами, представлял свое тело, смятое, переломанное, которое оставило в мерзлой земле лишь маленькую впадину. И страх сжал сердце, холодный пот выступил на лбу».
Целенаправленное активирование внешней и внутренней деятельности парашютиста на этапах прыжка создает бодрое состояние коры головного мозга, устраняет отрицательные проявления пассивно-оборонительного рефлекса. Повышению сознательной активности содействует осведомленность спортсмена в причинах и механизмах собственного эмоционального состояния.
Известно, что не всегда у парашютиста есть возможность повышать свою активность за счет внешних действий, так как на отдельных этапах прыжка мышечная работа вынужденно ограничена (в самолете и пр.). В этом случае возрастает значение другого вида активности — внутренней. Раскрывая сущность внутренней активности (сознательный контроль производимых действий, мобилизация внимания, наблюдательность и т.п.), указывая ее целесообразные формы на том или ином этапе прыжка, нужно подчеркнуть, что произвольная активизация деятельности невозможна без участия внутренней речи (в виде самопереговариваний, самоприказов) Ведь И.П. Павлов отмечал, что «...в нормально развитом человеке вторая сигнальная система есть высший регулятор человеческого поведения».
Изучение материальной части парашюта, наземная отработка элементов прыжка требуют высокой активности курсантов.
Значение внутренней активизации возрастает при прохождении правил укладки парашюта и еще больше — при его подготовке на прыжок. Твердая уверенность в том, что все сделано правильно, устраняющая сознательную часть отрицательных эмоциональных переживаний со время прыжка, вырабатывается только в результате высокой активности спортсмена.
Стартовая активность должна быть направлена на точную подгонку подвесной системы, тщательную проверку монтировки парашютов, знание правил и очередности посадки в самолет, уточнение целей и задач предстоящего прыжка.
После посадки в самолет требования к активизации деятельности спортсмена возрастают еще в большей степени. До прибытия самолета к месту «выброски» парашютист ограничен в движениях, находится в состоянии пассивного ожидания. В этих условиях тонус коры головного мозга падает и тормозные процессы, составляющие основу пассивно-оборонительного рефлекса, беспрепятственно распространяются по коре, снижают ее контролирующие функции. Вот почему парашютисты, которые в самолете пребывают в состоянии сниженной активности, острее других переживают страх перед прыжком, нечетко выполняют команды, неправильно отделяются от летательного аппарата. Учитывая это, инструктор обязан привить курсантам следующие специальные навыки активирования деятельности на время полета:
1. Контроль правильности крепления карабинов и положения вытяжной фалы у себя и у товарищей (при первых прыжках с принудительным раскрытием).
2. Контроль установки и монтировки страхующих приборов КАП-3 (особое внимание обращается на правильность соединения гибкой шпильки с вытяжной фалой).
3. Проверка и тренировка точности движений при отыскании вытяжного кольца запасного парашюта.
Во время свободного падения активность парашютиста должна быть направлена на соответствующую ориентировку тела в воздухе и наблюдение за последовательностью раскрытия купола парашюта.
Когда купол раскрыт, к активности спортсмена предъявляются несколько иные требования. Так как состояние новичка в этот период чаще всего бывает крайне возбужденным, он может недооценить опасные моменты прыжка, отнестись пренебрежительно к правилам спуска и приземления. Здесь активность психической деятельности направляется на сдерживание и притормаживание излишних движений, внесение своевременных поправок в неточные действия, на трезвую критическую оценку складывающейся обстановки.
Список использованной литературы:
- Гримак Л. Психологическая подготовка парашютиста. Под ред. полковника медицинской службы А.Е. Мазина. М.: ДОСААФ, 1966. - 126 с. Подробнее.
- версия для печати
- 7451 просмотр