Методы тренировки

версия для печативерсия для печати

Опубликовано:
Красникова Наталья
Для fizkult-ura.ru

МЕТОДЫ ТРЕНИРОВКИ

Лёгкая атлетика
В учебно-тренировочном процессе с лёгкоатлетами используются следующие методы тренировки: равномерный, переменный, интервальный, повторный, игровой, круговой, контрольный и соревновательный.

Равномерный метод характеризуется выполнением физического упражнения непрерывно в течение относительно длительного времени с постоянной интенсивностью. При этом спортсмен стремится сохранить заданную скорость, ритм, постоянный темп, величину усилия, амплитуду движений. Упражнения могут выполняться с малой, средней и максимальной интенсивностью.

Равномерный метод применяется на всех этапах занятий лёгкоатлетов. Однако большие объёмы равномерной работы неприемлемы для спортсменов младшего возраста.

Недостатки метода – быстрая адаптация организма спортсмена, в связи с чем снижается тренирующий эффект.

Переменный метод отличается от равномерного последовательным варьированием нагрузки в ходе непрерывного упражнения (например, бега) путём направленного изменения скорости, темпа, амплитуды движений, величины усилий и т.п.

Переменный метод применяется в циклических и ациклических видах лёгкой атлетики (бег), нагрузка регулируется за счёт варьирования скорости передвижения. Например, чередование бега 100 метров с короткими замедлениями на этом же отрезке (100 метров).

Преимущество переменного метода перед равномерным заключается в том, что он устраняет монотонность в работе. А опасность его в том, что повышаются требования к сердечно-сосудистой и дыхательной системам организма. Целесообразно использовать этот метод в тренировке более подготовленных лёгкоатлетов.

Разновидность переменного метода – «фартлек» (беговая игра). Здесь скорость и продолжительность бега заранее не планируется.

Недостатки метода: все компоненты нагрузки (скорость, длина ускорения) планируются приблизительно (по самочувствию).

Интервальный метод характеризуется конкретным диапазоном усилий и повторным выполнением действий. Основное внимание здесь уделяется интервалу отдыха (заранее планируемого и строго регламентируемого). Как правило, интервал отдыха между упражнениями короткий, длится 1 – 3 минуты (иногда до 15-30 секунд).

Таким образом тренирующие воздействие происходит не только и не столько в момент выполнения упражнения, сколько в период отдыха. Такие нагрузки оказывают преимущественно аэроно-анаэробные воздействия на организм и эффективны для развития специальной выносливости.

Интервальный метод тренировки очень трудоёмок, поэтому применять его нужно осторожно. Он используется обычно в тренировочном процессе с квалифицированными лёгкоатлетами в середине подготовительно периода тренировки.

Недостатки метода: монотонность и чередовании нагрузки, что отрицательно сказывается на психике спортсмена; способствует быстрому вхождению в форму, но за короткий срок наступает адаптация к данному методы тренировки.

Повторный метод характеризуется многократным повторением упражнений с определённым и неопределённым интервалом отдыха при условии достаточного восстановления работоспособности спортсмена. В отличие от интервального метода тренирующее воздействие на организм обеспечивается только в период выполнения упражнения или суммарным воздействием от каждого повторения серии.

Повторный метод применяется для совершенствования техники лёгкоатлетических упражнений, развития качеств, закрепления чувства скорости бега и т.д. Повторный метод обычно используется на всех этапах многолетней тренировки (в обучении, воспитании физических качеств).

Недостатки метода: при продолжительном его применении исчерпываются энергетические ресурсы спортсмена и наступает перетренированность.

Игровой метод является основным в процессе подготовки юных лёгкоатлетов. Реализация игрового метода носит комплексный характер. Метод основан на развитии физических качеств в процессе игры, где существуют постоянные изменения ситуации, эмоциональность.

Круговой метод характеризуется выполнением специально подобранного комплекса физических упражнений с использованием ряда методов. С помощью кругового метода наиболее эффективно решаются задачи сопряжённого развития качеств и совершенствование навыков.

Отличительными чертами круговой тренировки являются:
a) Регламентация работы и отдыха на каждой станции;
b) Индивидуализация тренировочной нагрузки;
c) Систематическое и постепенное повышение тренировочных требований;
d) Периодическая смена тренировочных упражнений на станциях;
e) Последовательное включение в работу различных мышечных групп.

Недостатки метода: при большом числе повторений, чрезмерном отягощении, высоком темпе быстро наступает утомление нервных центров, допускаются ошибки в технике, которые потом постепенно закрепляются.

Контрольный метод тренировки характеризуется тем, что, к примеру, бегун преодолевает дистанцию или часть её на высокой скорости. В этом случае тренер может судить о степени тренированности спортсмена и его готовности к соревнованиям, а также о положительных или отрицательных сторонах предшествующей тренировки.

Соревновательный метод характеризуется выполнением упражнений с наибольшей интенсивностью при соблюдении правил соревнований. Его ценность состоит в том, что лёгкоатлеты, стремясь показать свои лучшие результаты, учатся мобилизовать свои силы и возможности для борьбы за победу, приобретают тактические навыки. Значение соревновательного метода велико в развитии волевых и нравственных качеств, совершенствовании двигательных умений и навыков и тактических способностей в условиях соревнований.

Список использованной литературы:

  1. Гайдым Н.П. Применение стандартных тренировочных заданий в подготовке бегунов на короткие дистанции.