Тренировка в лёгкой атлетике
Опубликовано: Красникова Наталья fizkult-ura.ru
Задача тренера заключается в создании у занимающихся общего представления о структуре спортивной тренировки, её компонентах в общей цепи тренировочного процесса, а также ознакомить со средствами и методами спортивной тренировки.
Построение учебно-тренировочного процесса лёгкоатлетов позволяет обеспечить:
- единообразие методики многоборной подготовки;
- дифференциацию и целенаправленное воздействие на юный организм для воспитания основных физических качеств;
- снижение монотонности с помощью метода вариативности упражнения;
- увеличение диапазона целесообразных вариаций основного двигательно действия;
- создание условий оптимального соотношения повторяемости и вариативности;
- значительное упорядочение тренировочного процесса на всех этапах занятий спортом.
Тренировочные задания условно классифицируются на три группы: I. - обучающие; II. - комплексы, развивающие физические качества; III. - специальные, состоящие из средств беговой подготовки. Целостность тренировочного процесса обеспечивается на основе определённой структуры, которая представляет собой относительно устойчивый порядок объединения его компонентов (частей, сторон, звеньев), их закономерное соотношение друг с другом и общую последовательность.
Структура спортивной тренировки имеет такие характеристики: а) определённое соотношение различных сторон подготовки (например, физической и технической); б) необходимое соотношение тренировочной нагрузки (например, объёма и интенсивности); в) целесообразность последовательности различных звеньев тренировочного процесса (например, этапов, циклов). Рассматривая спортивную тренировку лёгкоатлета как целостную систему, необходимо выделить следующие структурные компоненты - относительно обособленные звенья тренировочного процесса:
- Тренировочные задания.
- Тренировочные занятия и их части.
- Микроциклы.
- Мезоциклы.
- Макроциклы (периоды тренировки - годичные и полугодичные).
Для решения трёх основных задач тренировочного процесса - обучения, воспитания физических качеств и совершенствования в избранном виде лёгкой атлетики применяют разнообразные упражнения. Из разделяю на четыре основные группы.
Первая группа - соревновательные упражнения, присущие данному виду лёгкой атлетики, и их варианты. Соревновательные упражнения являются предметом специализации и выполняются в соответствии с условиями соревнований. Например, это бег на короткие дистанции, прыжки в длину с разбега и т.д. Такие упражнения применяются на этапе начальной спортивной специализации.
Вторая группа - общеразвивающие физические упражнения, например, наклоны, приседания и т.д. Они могут выполняться с предметами - набивными мячами, скакалкой и др.
Третья группа - подготовительные специальные упражнения, предназначенные для развития физических и волевых качеств. Данные упражнения называются специально-подготовительными, подразделяются на подводящие и развивающие. Первые направлены главным образом на освоение формы, техники движений, вторые - на развитие функциональных возможностей быстроты, силы, ловкости и т.д.) Подводящие упражнения необходимы для овладения техникой и совершенствования вида лёгкой атлетики. Развивающие упражнения предназначены для развития физических (двигательных) качеств. К четвёртой группе относятся упражнения других видов спорта, а также тех видов лёгкой атлетики, в которых лёгкоатлет не специализируется, например, плавание, баскетбол, лыжный спорт. Упражнения этой группы используются для разносторонней физической подготовленности. Дополнительными тренировочными средствами являются технические средства и тренажёры. Их применение способствует быстрому формированию двигательных навыков, развитию необходимых физических качеств, разнообразит учебно-тренировочный процесс. Методы спортивной тренировки направлены на формирование и совершенствование умений и навыков, а также на воспитание физических качеств спортсменов.
Можно выделить три труппы методов:
- Обучение технике;
- Обучение тактике;
- Выполнение упражнений для развития физических качеств.
Методы спортивной тренировки выбираются и определяются в соответствии с задачами и условиями занятий: временем, местом, составом группы, этапом спортивной подготовки и другими обстоятельствами.
Список использованной литературы:
- Гайдым Н.П. Применение стандартных тренировочных заданий в подготовке бегунов на короткие дистанции.
- версия для печати
- 1485 просмотров