You are here

Тренировка в лёгкой атлетике

Опубликовано:
Красникова Наталья
fizkult-ura.ru
Тренировка в лёгкой атлетике
Задача тренера заключается в создании у занимающихся общего представления о структуре спортивной тренировки, её компонентах в общей цепи тренировочного процесса, а также ознакомить со средствами и методами спортивной тренировки.
Построение учебно-тренировочного процесса лёгкоатлетов позволяет обеспечить:

  • единообразие методики многоборной подготовки;
  • дифференциацию и целенаправленное воздействие на юный организм для воспитания основных физических качеств;
  • снижение монотонности с помощью метода вариативности упражнения;
  • увеличение диапазона целесообразных вариаций основного двигательно действия;
  • создание условий оптимального соотношения повторяемости и вариативности;
  • значительное упорядочение тренировочного процесса на всех этапах занятий спортом.

Тренировочные задания условно классифицируются на три группы:
I. - обучающие;
II. - комплексы, развивающие физические качества;
III. - специальные, состоящие из средств беговой подготовки.

Целостность тренировочного процесса обеспечивается на основе определённой структуры, которая представляет собой относительно устойчивый порядок объединения его компонентов (частей, сторон, звеньев), их закономерное соотношение друг с другом и общую последовательность.

Структура спортивной тренировки имеет такие характеристики:
а) определённое соотношение различных сторон подготовки (например, физической и технической);
б) необходимое соотношение тренировочной нагрузки (например, объёма и интенсивности);
в) целесообразность последовательности различных звеньев тренировочного процесса (например, этапов, циклов).

Рассматривая спортивную тренировку лёгкоатлета как целостную систему, необходимо выделить следующие структурные компоненты - относительно обособленные звенья тренировочного процесса:

  1. Тренировочные задания.
  2. Тренировочные занятия и их части.
  3. Микроциклы.
  4. Мезоциклы.
  5. Макроциклы (периоды тренировки - годичные и полугодичные).

Для решения трёх основных задач тренировочного процесса - обучения, воспитания физических качеств и совершенствования в избранном виде лёгкой атлетики применяют разнообразные упражнения. Из разделяю на четыре основные группы.

Первая группа - соревновательные упражнения, присущие данному виду лёгкой атлетики, и их варианты.

Соревновательные упражнения являются предметом специализации и выполняются в соответствии с условиями соревнований. Например, это бег на короткие дистанции, прыжки в длину с разбега и т.д.

Такие упражнения применяются на этапе начальной спортивной специализации.

Вторая группа - общеразвивающие физические упражнения, например, наклоны, приседания и т.д. Они могут выполняться с предметами - набивными мячами, скакалкой и др.

Третья группа - подготовительные специальные упражнения, предназначенные для развития физических и волевых качеств. Данные упражнения называются специально-подготовительными, подразделяются на подводящие и развивающие. Первые направлены главным образом на освоение формы, техники движений, вторые - на развитие функциональных возможностей быстроты, силы, ловкости и т.д.) Подводящие упражнения необходимы для овладения техникой и совершенствования вида лёгкой атлетики. Развивающие упражнения предназначены для развития физических (двигательных) качеств.

К четвёртой группе относятся упражнения других видов спорта, а также тех видов лёгкой атлетики, в которых лёгкоатлет не специализируется, например, плавание, баскетбол, лыжный спорт. Упражнения этой группы используются для разносторонней физической подготовленности.

Дополнительными тренировочными средствами являются технические средства и тренажёры. Их применение способствует быстрому формированию двигательных навыков, развитию необходимых физических качеств, разнообразит учебно-тренировочный процесс.

Методы спортивной тренировки направлены на формирование и совершенствование умений и навыков, а также на воспитание физических качеств спортсменов.

Можно выделить три труппы методов:

  1. Обучение технике;
  2. Обучение тактике;
  3. Выполнение упражнений для развития физических качеств.

Методы спортивной тренировки выбираются и определяются в соответствии с задачами и условиями занятий: временем, местом, составом группы, этапом спортивной подготовки и другими обстоятельствами.

Список использованной литературы:

  1. Гайдым Н.П. Применение стандартных тренировочных заданий в подготовке бегунов на короткие дистанции.