Психологические критерии спортивного отбора
Отбор и ориентация в спорте
- Отбор и ориентация в спорте
- Прогнозирование спортивных достижений
- Спортивная одарённость
- Педагогические критерии спортивного отбора
- Медико-биологические критерии спортивного отбора
- Психологические критерии спортивного отбора
- Уровни спортивного отбора
- Отбор для занятий скоростно-силовыми видами спорта
- Отбор для занятий циклическими видами спорта
- Отбор для занятий спортивными играми
- Отбор для занятий единоборствами
- Тесты для оценки силовой подготовленности студентов
- Тесты для определения развития силовых способностей
- Оценка силовой подготовленности военнослужащих
- Тесты для определения уровня развития скоростных способностей
- Тесты для определения уровня развития выносливости
- Тесты для определения уровня развития координационных способностей
- Тесты для определения уровня развития гибкости
- Оценка уровня развития гибкости
Красникова Наталья
http://www.fizkult-ura.ru
Психологические критерии:
а) особенности темперамента;
б) особенности характера;
в) степень развития волевых качеств.
Свойства темперамента относятся к психическим свойствам, которыми одни человек в своём поведении отличается от других. К ним относят: тревожность, эмоциональную возбудимость, импульсивность, лабильность и регидность.
Тревожность – это свойство определяемое степенью беспокойства, озабоченности, эмоциональной напряжённости человека в ответственной и особенно угрожающей ситуации.
Эмоциональная возбудимость – это лёгкость возникновения эмоциональных реакций на внешние и внутренние воздействия.
Импульсивность характеризует быстроту реагирования принятия и исполнения решения.
Ригидность и лабильность обуславливают лёгкость и гибкость приспособления человека к изменяющимся внешним воздействиям: ригиден тот, кто трудно приспосабливается к изменившейся ситуации, кто инертен в поведении, косен в привычках, образе мыслей; лабилен тот, кто быстро приспосабливается к новой ситуации.
Как показано Б.А. Вяткиным, спортивные достижения в ситуации психического напряжения зависят от свойств темперамента, поэтому их целесообразно учитывать при отборе и ориентации в различные виды спорта. Так, обследование нескольких сот спортсменов показало, что у парашютистов, прыгунов в воду очень редко встречается высокая тревожность. Очевидно, это мешает получать удовольствие от занятий таким видом спорта, который требует риска, смелости. Поэтому люди с высокой тревожностью либо не идут в эти секции, либо быстро уходят из них. В то же время, для занимающихся художественной гимнастикой высокая тревожность может играть положительную роль, так как позволяет более точно воспроизводить и медленный, и быстрый темп.
Очевидно и личностные особенности оказывают влияние на эффективность деятельности и выбор того или иного вида спорта. Так, игровые виды спорта выбирают лица с высокой активностью, оптимизмом, жизнерадостностью, избытком энергии и созданием собственных возможностей; художественную гимнастику, акробатику, конный спорт предпочитают лица с жаждой признания, склонностью к некоторой театральности в поведении, с богатым воображением, с живостью и выразительностью эмоциональных реакций.
Современные методы исследования психических особенностей позволяют определить типы темпераментов, учёт которых представляет интерес для спортивной ориентации юных спортсменов. В соответствии с классификацией Шелдова, могут быть выделены типы висцеротоника, соматотоника и церебротоника.
Висцеротоник отличается психической уравновешенностью, замедленными реакциями, высокой коммуникабельностью. Такой спортсмен хорошо уживается в коллективе, не терпит одиночества, незаменим в командных соревнованиях.
Для соматотоника характерна выраженная эмоциональность, неуживчивость, энергичность, большая выносливость при мышечной работе.
Церебротоник склонен к самоанализу, интеллектуальной деятельности, отличается быстрой двигательной реакцией, но имеет сравнительно невысокую выносливость, а её специальное развитие в процесс тренировки не вызывает у него интереса. Он может рассчитывать на успех в видах спорта, требующих молниеносных решений и действий (например, в фехтовании).
Не отрицая положительного значения данной классификации, следует отметить её условность, отсутствие чётких критериев оценки психических свойств индивидуума. По-видимому, при спортивном отборе следует отдавать предпочтение тестированию типологических особенностей нервной системы.
Для выявления волевых качеств детям целесообразно давать контрольные задания (желательно в соревновательной форме). Показателем интенсивности проявления волевых усилий занимающихся служит успешное выполнение упражнений с кратковременным напряжением, спортивного трудолюбия – выполнение относительно сложных в координационном отношении упражнений, для освоения которых требуется продолжительное время. Решительность и смелость определяется посредством выполнения различных упражнений в усложнённых условиях. Целеустремлённость оценивается на основании отношения испытуемых к занятиям, освоению специальных упражнений и т.д.
Следует подчеркнуть необходимость всестороннего изучения личности спортсмена, не отдельных его способностей.
Социологические критерии отбора включают характеристику мотивов, интересов и запросов учащихся: показатели характеризующие формирующие влияние спорта, семьи, коллектива. Эффективность отбора во многом зависит от своевременного и объективного выявления интереса детей и подростков к занятиям тем или иным видом спорта. Важное значение имеет всесторонний анализ причин отсева юных спортсменов, проявивших задатки для успешного спортивного совершенствования на первых этапах многолетней тренировки.
Автор в розыске.
- версия для печати
- 18304 просмотра