Структура процесса обучения в лыжном спорте

версия для печативерсия для печати
Опубликовано
Наташка
http://www.fizkult-ura.ru

Обучение лыжным ходам В процессе обучения для каждого отдельного способа передвижения на лыжах можно выделить три относительно завершенных этапа. Эти этапы соответствуют определенным стадиям формирования двигательного умения и навыка и различаются по педагогическим задачам и методике обучения. Деление процесса обучения на этапы довольно относительно, четкую границу провести между ними трудно. Однако это условное деление на этапы поможет правильно сориентировать учителей на решение отдельных конкретных задач обучения каждому способу передвижения на лыжах. Принято выделять следующие этапы обучения: начальное разучивание, углубленное разучивание, закрепление и дальнейшее совершенствование.

Начальное разучивание имеет целью обучение занимающихся основам техники данного способа передвижения на лыжах. Для достижения этой цели необходимо решить следующие частные задачи:

  • создать у школьников целостное представление о способе передвижения;
  • освоить отдельные детали техники, необходимые для овладения способом в целом; научить выполнять способ передвижения в целом - с полной координацией; предупредить появление лишних движений и ненужное мышечное напряжение.

Обучение любому способу передвижения на лыжах начинается с создания у школьников общего представления об изучаемом ходе или повороте в движении и др. С этой целью используются различные сочетания методов словесного воздействия и показа. Первое объяснение способа дается в самых общих чертах.
На этом этапе учащиеся не в состоянии воспринять подробную информацию о всех деталях техники. Вслед за объяснением учитель или тренер должен образцово показать изучаемый способ передвижения в целом. При изучении сложных способов можно повторить показ в замедленном темпе. Если есть возможность организовать дополнительный показ кем-либо из учеников, хорошо владеющих этим способом (например, из числа юных лыжников, занимающихся в ДЮСШ), целесообразно сопровождать его пояснением с выделением главных элементов. Затем школьники пробуют выполнить ход или поворот в движении в целом по первому представлению.

На этом этапе обучения у учащихся могут наблюдаться отсутствие точности в различных характеристиках движений (пространственных, динамических, временных), недостаточная слитность отдельных фаз, лишние движения и напряжение отдельных групп мышц, неустойчивые ритм и темп. Не следует пытаться исправлять ошибки сразу после прохождения школьниками первых десятков метров учебного круга. Пусть ученики несколько раз пройдут по кругу, пытаясь наладить координацию. В случае появления одинаковых ошибок у группы учеников следует вновь пояснить данную деталь движения и показать ее отдельно или весь способ в целом.

Обычно после нескольких попыток ученикам удается под контролем сознания овладеть общей схемой движения в цикле хода. В дальнейшем внимание обращается на формирование ритма хода и устранение лишних движений и грубых ошибок.

На этапе начального разучивания у школьников возникают различные ошибки в виде лишних движений (например, значительные колебания туловища в попеременном двухшажном ходе), отсутствие точности и изменение амплитуды (толчок палкой не закончен и направлен назад в сторону, а не строго назад), общая или частичная скованность (чрезмерное напряжение мышц спины и плечевого пояса), рассогласование в работе рук и ног (нарушение ритма движений). В таких случаях важно объяснить ученикам причины появления ошибок, которые могут зависеть от нарушения в последовательности изучения способов передвижения (отрицательный перенос), несоблюдения принципа постепенности (преждевременный переход на более крутые склоны при изучении поворотов в движении вызывает у школьников чувство неуверенности и страха), неблагоприятных внешних условий (плохо подготовленная лыжня, одновременный ход изучаются при плохом скольжении), слабого физического развития отдельных групп мышц (это приводит к незаконченным толчкам палками), небрежного показа и неточного объяснения, недостаточного понимания учащимися двигательной задачи.

Если учащиеся допускают несколько ошибок в цикле хода (2-3), то исправление их следует начинать с главной, устранение которой почти всегда обеспечит ликвидацию и других мелких ошибок и неточностей. Порой школьники не понимают, где допущена ошибка в цикле хода. В таком случае можно продемонстрировать ее в сочетании с правильным показом, но это должно быть исключением из общего правила. Прибегать к описанному приему следует как можно реже, с педагогическим тактом, щадя самолюбие школьников.

При изучении более сложных способов передвижения ученики не всегда могут выполнить движения правильно, по первому представлению. Так бывает, например, при освоении согласованности движений в цикле попеременного четырехшажного хода. В этом случае целесообразно использовать подводящие упражнения или расчлененный метод обучения. Возможно применение и различных методических приемов. Изучая этот ход, иногда следует выполнить движения по разделениям. В ряде случаев достаточно выполнить основные элементы хода под счет или под команды «Вынос-вынос!», «Толчок-толчок!» Это позволяет добиться освоения ритма. Как методический прием можно рекомендовать вынос палок с большей амплитудой (вперед-вверх до горизонтального положения).

При изучении поворотов в движении целесообразно использование системы подводящих упражнений. Точные сроки первого этапа обучения для каждого хода установить нельзя - это зависит от подготовленности учеников в лыжном спорте, от общей двигательной одаренности. Критерием окончания может служить выполнение частных задач, установленных для данного этапа.

Основная цель углубленного разучивания - довести первоначальное («грубое») владение техникой способов передвижения на лыжах до относительного совершенства. В процессе достижения этой цели решаются следующие частные задачи:

  • освоить и уточнить отдельные детали техники изучаемого способа передвижения на лыжах;
  • овладеть слитным, свободным и точным выполнением способа передвижения в целом;
  • подготовить лыжника к применению способа передвижения в различных условиях.

На этом этапе обучения очень важно добиться четкого понимания структуры изучаемого способа передвижения.

Основой обучения на этом этапе являются методы целостного упражнения. Расчлененные методы играют лишь вспомогательную роль, являясь, по существу, методическими приемами. Но чаще всего расчленение хода на отдельные элементы нежелательно уже по той причине, что возможно изменение временных, динамических, пространственных характеристик движений. Расчленение используется главным образом для концентрации внимания на отдельных деталях хода, на экономичности движений и т.д. Многократное выполнение хода в целом постепенно улучшает технику движений, и продолжительность работы над совершенствованием способа передвижения можно значительно увеличить.

Однако на этом этапе не следует совершенствовать технику на фоне утомления, так как возможно нарушение ритма движений, динамических и пространственных характеристик, появление и закрепление ошибок. Совершенствование техники поворотов в движении при утомлении может привести к падениям и травмам. Если по ходу движения не удается исправить ошибки в технике хода, целесообразно на довольно длительное время переключиться на другой способ передвижения, что создает условия для «угасания» ошибочных рефлекторных связей.

На этапе углубленного разучивания происходит уточнение всех характеристик движения (динамических, временных, пространственных), а также отдельных двигательных рефлексов и их систем, улучшаются подвижность и концентрация корковых процессов, развивается внутреннее торможение и т.д.

Все физиологические перестройки проходят постепенно, поэтому процесс уточнения деталей техники довольно продолжительный. В ходе совершенствования техники хода из умений формируется двигательный динамический стереотип, и ученики овладевают способом передвижения на лыжах в основном варианте. Однако при попытке освоить новый вариант хода или приспособить его к резко изменившимся внешним условиям целостность движений может нарушиться. На этом этапе уже возможно освоение ходов в усложненных вариантах (но таких и в таком объеме, чтобы это не вызывало значительных нарушений системы движений изучаемого способа передвижения).

На этом этапе по мере освоения техники ходов, поворотов в движении и других заметно возрастает роль идеомоторной тренировки. Однако она должна сочетаться с совершенствованием техники на лыжне, что способствует уточнению движений. Не теряет здесь своего значения и сопровождение выполнения хода со звуковыми и зрительными ориентирами (передвижение по размеренной лыжне с подсчетом и командами), а также передвижение за лидером (лыжником, хорошо владеющим техникой данного хода).

На этапе углубленного разучивания возможно временное ухудшение техники движений, однако эти спады непродолжительны, и постепенно отклонений становится все меньше и меньше, и, кроме того, они менее выражены. Это надо учитывать в работе со школьниками, объясняя им временный характер спада, поддерживая хороший психологический настрой, воспитывая уверенность в своих силах и настойчивость.

При углубленном разучивании большое значение имеет, с одной стороны, педагогический контроль со стороны учителя, а с другой - самоконтроль учащихся за техникой исполнения изучаемого способа передвижения. Данные учителя порой не совпадают с собственными ощущениями и оценками школьников: в точности отдельных движений в цикле хода, в их временных характеристиках и т.д. В этом случае большое значение имеют методы точной оценки параметров движений (киносъемка) и методы срочной информации.

Закрепление и дальнейшее совершенствование должны обеспечить совершенное владение техникой изучаемого способа передвижения на лыжах в разнообразных условиях его применения. Для достижения этой цели необходимо решить следующие конкретные задачи:

  • закрепить сформированный навык в способе передвижения на лыжах;
  • расширить диапазон вариативности техники для эффективного использования изученного способа в самых разнообразных условиях;
  • завершить индивидуализацию техники в соответствии с особенностями и уровнем физической подготовленности;
  • добиться совершенного владения техникой на высоких скоростях при максимальных напряжениях;
  • обеспечить совершенствование техники передвижения на лыжах с учетом дальнейшего повышения уровня развития физических качеств.

Общую продолжительность этого этапа установить невозможно, так как совершенствование техники способов передвижения на лыжах продолжается в течение всех лет активных занятий лыжным спортом.

На предыдущем этапе обучения лыжники добились автоматизации системы движения, однако техника хода еще недостаточно устойчива к различным внешним условиям и сбивающим факторам (неровности лыжни, изменение условий скольжения, утомление и др.). На данном этапе обучения важно упрочить сформировавшийся динамический стереотип и увеличить его подвижность, добиться высокой степени вариативности техники способа передвижения.

Освоение вариантов техники на этой стадии обучения проходит параллельно с упрочением основного варианта и с частичной его перестройкой в связи с тем, что совершенствование техники в ходе многолетнего учебно-тренировочного процесса неразрывно связано с постоянным развитием его физических качеств и повышением уровня тренированности.

Для лыжников очень важно добиться высокой вариативности техники, так как воздействие внешних условий как ни в каком другом виде спорта исключительно велико и во время тренировочных занятий, и на соревнованиях. С этой целью во время учебно-тренировочных занятий большое внимание необходимо уделять совершенствованию техники в самых разнообразных условиях скольжения, рельефа местности, состояния и микрорельефа лыжни. В каждом занятии следует специально подбирать учебно-тренировочные лыжни в соответствии с конкретными задачами данного занятия. Освоение вариантов техники какого-либо хода должно проходить в постепенно усложняющихся условиях: на лыжне различной твердости, бугристости и т.д. В отличие от этапа начального обучения здесь целесообразно включать совершенствование техники на фоне утомления в конце занятия. Очень важно в этом случае так подобрать рельеф лыжни, чтобы он требовал постоянной смены ходов, что предъявляет высокие требования к координации движений.

Добиваясь высокой степени вариативности техники, необходимо постоянно контролировать свои действия. Однако с упрочением вариантов техники действия лыжника становятся все более автоматизированы, но даже ведущие лыжники в ходе соревнований постоянно решают задачи применения того или иного варианта хода, чтобы еще больше увеличить скорость и добиться более высокого результата. В этом случае сознание играет «пусковую» роль и направлено на переключение или на конечный результат действия. Например, на финише соревнований все внимание лыжника направлено на увеличение скорости за счет усиления отталкивания и повышения темпа движений. Экономичность движений в такой ситуации уже отходит на второй план.

При дальнейшем совершенствовании техники наблюдается теснейшая связь между технической и тактической подготовкой лыжника. Для процесса совершенствования техники большое значение имеет самоконтроль лыжника за любой деталью движений. Любое отклонение в технике способа передвижения, даже если оно быстро и автоматически исправлено, должно быть зафиксировано в сознании спортсмена. Это необходимо для дальнейшего упрочения и совершенствования навыков.

В практике лыжного спорта порой приходится сталкиваться с тем, что лыжник в первые годы занятий неверно освоил и в дальнейшем закрепил ошибочные движения в том или ином способе передвижения. Основной причиной этого явления бывают чаще всего ошибки в методике обучения. Следовательно, в более поздние периоды занятий лыжным спортом возникает необходимость перестройки техники способа передвижения или исправления достаточно прочно закрепленных ошибок.

Кроме этого, необходимость частичной перестройки техники может быть связана с заметным улучшением физической подготовленности школьника в процессе тренировки, когда изученные элементы техники уже не соответствуют новому уровню развития физических качеств спортсмена. Переучивание и исправление отдельных ошибок в технике лыжных ходов - процесс очень длительный и сложный. Даже после кропотливой многомесячной работы по исправлению ошибок на соревнованиях в момент максимального физического и психического напряжения, а также в сложных внешних условиях могут проявиться старые навыки в технике передвижения. Тогда потребуется кропотливая, длительная совместная работа учителя и ученика: требуется разрушить ранее выработанный динамический стереотип и сформировать новый. Трудность еще заключается в том, что новый навык имеет сходство со старым.
В этом случае необходимо проводить обучение в облегченных условиях - на хорошо подготовленной лыжне или склоне при хорошем скольжении и сцеплении лыж со снегом, при постоянном контроле со стороны учителя и самоконтроле ученика. Очень важно, чтобы ученик был постоянно информирован о деталях движения и особенно о появлении старых ошибок. Порой бывает целесообразно повторить весь комплекс подводящих и имитационных упражнений, по существу, пройти весь процесс обучения данному способу передвижения на лыжах заново.

Вот почему порой бывает легче научить заново даже сложному ходу, чем переучивать и исправлять застарелые ошибки. Творческий подход к этому позволит успешно переучить учащихся. Но лучше всегда с первых шагов по лыжне учить школьников правильным основам техники с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

На последнем этапе обучения очень важно постоянно осуществлять контроль за эффективностью техники (как известно, критерием эффективности хода, поворота является скорость передвижения по лыжне, склону и т.д.). Контроль должен осуществляться за степенью автоматизации движений (как спортсмен выполняет ход, сохраняет технику при отвлечении его внимания), за устойчивостью техники в момент высоких эмоциональных сдвигов, при нарастающем утомлении. Все это проверяется путем сравнения техники, демонстрируемой лыжником на тренировках и соревнованиях.

Список использованной литературы:

  1. Бутин И.М. Лыжный спорт: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 368 с. Подробнее