Обучение плаванию кролем на спине

Кроль на спине

Опубликовала:
Наташка для http://www.fizkult-ura.ru

Обучать плаванию кролем на спине, как правило, проще, чем кролем на груди. Вероятно, это связано с тем, что при выполнении движений на спине не надо осваивать дыхания в воду.

Упражнения для изучения техники движений ног, выполняемые на суше, напоминают те, которые применяются при изучении движений ног в кроле на груди. Вначале в положении стоя имитируются две фазы подготовительного и две фазы ударного движения одной и другой ногой. Затем в положении лежа на спине выполняются попеременные движения прямыми ногами в вертикальной плоскости. Вначале это упражнение лучше исполнять при положении рук вдоль тела. Затем при тех же движениях ног одну прямую руку необходимо расположить за головой. В следующем упражнении положение рук меняется.

Заканчивать изучение движений ног на суше рекомендуется при исходном положении обе руки за головой, выпрямлены в локтевых суставах. При этом необходимо, чтобы подбородок был прижат к груди, а затылок приподнят на 5 см от пола. При таком положении головы, когда лицо наклонено подбородком вниз, легче осваиваются движения ног в воде. Вода меньше попадает в нос, не заливает глаза.

Уже при изучении движений ног на суше необходимо обращать внимание на дыхание. Как указывалось ранее, в положении на спине вода легко попадает в нос, достигает перегородок лобных пазух и гайморовых полостей, вызывая неприятные, а иногда и болевые ощущения. Чтобы этого не происходило, надо осваивать такое дыхание на спине, при котором выдох выполняется только через нос.

Изучение движений ног кролем на спине в воде начинается у борта бассейна или с помощью партнера на мелком месте естественного водоема. В исходном положении лежа на спине, держась одной рукой за неподвижную опору или руку партнера, другая вдоль тела, изучается поза лежания. Главное — тело и ноги должны быть в одной плоскости, у поверхности воды, лицо немного наклонено подбородком вниз. При наклоне лица затылок остается погруженным в воду.

После того как будет освоена поза лежания, приступают к выполнению движений ногами. В том же исходном положении вначале выполняют редкие движения прямыми ногами, затем темп движений постепенно увеличивают. При изучении движений ног кролем на спине у неподвижной опоры необходимо следить за тем, чтобы колени человека не показывались на поверхности воды.

Эта ошибка часто возникает, когда выполняются движения с излишним сгибанием ног. Ее можно исправить с помощью так называемого контрастного упражнения. Занимающемуся необходимо дать задание выполнять неглубокие и частые движения прямыми ногами. Бывают и такие случаи, когда обучающиеся выполняют движение совершенно прямыми ногами. Контрастным упражнением для таких людей будет движение ног с увеличенным размахом, с большей, чем необходимо, амплитудой движений. При этом быстро наступает усталость мышц бедра и ноги при движении вверх начинают сгибаться в коленях. Легкое покачивание плеч во время движений ног может служить показателем их правильной работы.

Изучив движения ног в положении, когда руки располагаются вдоль тела, упражнение усложняется путем перемещения свободной руки, выпрямленной в локте, за голову. При правильном положении туловища и ног выпрямленная за головой рука должна свободно лежать в воде, не нарушая позы лежания.

В безопорном положении наиболее простым упражнением является движение ногами при расположенных вдоль тела руках. Вначале при освоении движений ног в безопорном положении допустимо выполнение мелких, подгребающих движений кистями, поддерживающих таз у поверхности воды и помогающих удерживать равновесие тела. После этого упражнение усложняется перемещением единой, а затем и другой выпрямленной руки в положение за голову. Движение ногами на спине считается освоенным тогда, когда занимающийся без особого напряжения может плыть, работая одними ногами с вытянутыми за голову и лежащими на поверхности воды руками.

Движения рук изучаются на суше в исходном положении стоя, руки вверху. Вначале имитируются несколько гребковых и подготовительных движений одной, а затем другой рукой.

В отличие от кроля на груди, изучать гребковое движение кролем на спине целесообразно в несколько упрощенном виде. Дается задание сделать движение прямой рукой через сторону вниз. При этом особое внимание обращается на положение кисти. В начале движения руки вниз она должна сделать небольшое ладонное сгибание, а в конце — тыльное сгибание в лучезапястном суставе.

Практика работы с начинающими пловцами показывает, что если с первых занятий приступать к изучению движений рук на спине, со сгибанием их в локтевых суставах, то у занимающихся медленнее развивается ощущение давления ладонью о воду, то есть чувство гребка. Движение происходит локтем вперед, при этом предплечье и кисть располагаются не под прямым углом к направлению своего движения и происходит так называемый мажущий гребок.

Освоить движение рук в кроле на спине легче, чем в кроле на груди. Поэтому в течение занятия можно изучать не одно или два, а несколько упражнений. После раздельного движения одной и другой рукой следует упражнение и раздельно-попеременном согласовании. Из исходного положения «обе руки вверху» поочередно имитируется гребок и подготовительное движение одной, а затем другой рукой. Если в раздельно-попеременном согласовании изучение движения рук идет успешно, то предлагается выполнить движение в полураздельном согласовании. В исходном положении «одна рука вверху, другая вдоль тела» одновременно выполняется подготовительное движение нижней и гребковое верхней рукой. После смены положения рук упражнение повторяется. От полураздельного согласования переходят к слитному, постепенно укорачивая паузу между движениями рук.

Изучение движений рук в воде начинается с упражнений у неподвижной опоры. Одной рукой обучаемый держится за какой-нибудь предмет или руку партнера, а другой — из исходного положения «рука вверху» — выполняет гребковое и подготовительное движение. Иногда из-за плохой подвижности плечевых суставов принять исходное положение «рука вверх» обучаемому не удается. Из-за их недоразгибания кисти рук не касаются воды, зависают в воздухе, притапливая плечи, голову. Таким людям лучше давать задание выполнять подготовительное и гребковое движение из исходного положения «рука вдоль тела».

Изучение движений одной и другой рукой у неподвижной опоры продолжают, подключая движения ног. При этом надо следить за тем, чтобы рука, после того как она придет в исходное положение, задерживалась бы вверху на 1—2 с. В этом случае занимающийся успевает закончить выдох и сделать ногами шесть ударных движений. В дальнейшем эта пауза позволит легче осваивать слитное согласование.

После освоения движений рук и ног у неподвижной опоры переходят к изучению движений рук в безопорном положении. Для этого, стоя на дне, принимают исходное положение «обе руки вверх». Прогибаясь, касаются спиной и руками воды, после предварительного подседа делают толчок ногами и выполняют скольжение на спине. Затем, начав непрерывную работу ногами, совершают одной рукой несколько гребковых и подготовительных движений. После вкладывания руки в воду следят, чтобы она задержалась на мгновение вверху.

Изучив движение одной, а затем другой рукой, переходят к раздельно-попеременному движению руками. При выполнении раздельно-попеременных движений, так же как и в предыдущем упражнении, необходимо постоянно обращать внимание на присутствие паузы для рук в момент, когда кисти встречаются за головой. Тем лицам, у которых подвижность плечевых суставов ограниченна, надо выполнять все упражнения из исходного положения «руки вдоль тела». Гребки в этих упражнениях следует делать с выраженным ускорением к концу движения.

Добившись качественного гребка в раздельно-попеременном согласовании, переходят к выполнению упражнений в полураздельном согласовании. Обучающийся, например, принимает исходное положение «правая рука вверху, левая вдоль тела». Затем, ложась на спину, толкнувшись от дна и начав движения ногами, одновременно выполняет гребок правой и подготовительное движение левой рукой. Постепенно сокращая паузу, надо добиться согласования движений рук и ног. Если шестиударное согласование движений рук и ног не получается, то вначале на суше, а затем в воде выполняют упражнения с подсчетом движений ног. Эти упражнения аналогичны тем, которые описаны в изучении согласования при плавании кролем на груди, с той лишь разницей, что движения руками выполняются не как в кроле на груди, а как в кроле на спине.

При изучении движений рук в кроле на спине часто возникает задержка кисти у бедра. Это связано с тем, что опора на спине, в отличие от других способов плавания, находится не в начале, а в конце гребка. При неправильном расположении туловища, когда плечи занимают низкое положение в воде, фаза опоры излишне удлиняется. Если не исправить эту ошибку вовремя, то произойдут стойкие нарушения согласования движений рук. Появится разрыв в передаче тягового усилия с одной руки на другую, что вызовет неравномерное передвижение тела вперед.

Список использованной литературы:

  1. Семёнов Ю.А. Навык плавания - каждому: Из опыта программированного обучения плаванию. - М.: Физкультура и спорт, 1983. - 144 с. Подробнее.