ВОЗМОЖНОСТИ ВНЕДРЕНИЯ КУРСА
«МУЗЫКАЛЬНО-ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ ЭКСПРЕССИВНЫЙ ТРЕНИНГ» В ПОДГОТОВКУ СПЕЦИАЛИСТОВ
ПО ФИТНЕСУ
Автор:
Ю.В. Смирнова,
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена г. Санкт-Петербург
Данные официальной статистики и многочисленных научных исследований последних лет констатируют снижение уровня как физического, так и психологического здоровья населения. Многочисленные негативные политические, правовые, социально-экономические факторы способствуют усилению психологической нагрузки на человека, что приводит к различным нарушениям в психоэмоциональной сфере, возникновению тех или иных нервных расстройств, что, в свою очередь провоцирует рост числа заболеваний психосоматического характера.
На данном этапе в нашей стране населению предлагается широкий выбор разнообразных физкультурно-оздоровительных и фитнес-услуг, однако эти занятия позволяют оздоравливать лишь тело человека. В свою очередь, бурно развивающиеся в отечественной психологии современные направления психотерапии априори центрированы на психологическом состоянии человека, его психике.
В настоящее время уже существуют такие довольно развитые и сформировавшиеся направления как музыкальная и танцевальная, танцевально-двигательная, телесно-ориентированная терапия. И, хотя они отражают идеи оздоровления человека через движение и музыку, танец, но, в большинстве своём – только лишь в психологическом ракурсе.
Вместе с тем, учёные и в области физической культуры, и психологи, психотерапевты, единогласно признают неразрывное единство организма, тела, и психики человека.
Указанное актуализирует поиск новых технологий, которые могли бы комплексно решать задачи физического и психологического оздоровления занимающихся на основе междисциплинарного подхода, использование которого представляется весьма перспективным, ибо общеизвестно, что наиболее значимые для развития цивилизации достижения находятся «на стыке» наук, то есть носят именно междисциплинарный характер.
Исходя из изложенного, представляется перспективным разработка нового направления занятий, в котором были бы соединены средства физической культуры, искусства (музыки и танца) и психотерапевтические методики.
Для решения поставленной задачи нами была разработана программа по «Музыкально-танцевальному экспрессивному тренингу». Её основной идеей является комплексное использование специально отобранной по типу воздействия музыки на основании исследований музыкотерапевтов (Л.С. Брусиловского, 1988; Д.А. Дубровина, 1994; С.В.. Шушарджана, 1998;В.И. Петрушина, 1999; Г.Г. Декер-Фойгта, 2003; К. Рудестама, 2006 и др.), танцев и упражнений из арсенала признанных зарубежных и отечественных мастеров и основателей телесно-ориентированной терапии (В. Райха, Ф.М. Александера, А Лоуэна, М. Фельденкрайза, Т.А. Шкурко), элементов архитипичных шаманских танцев для выражения основных эмоций человека, выделенных Е.А. Зинченко (1983) в процессе физической тренировки в целях физического и психического оздоровления занимающихся.
Выбирая название программы, мы акцентировали важность и значение подбора именно музыки и танцев, выражения чувств и эмоций человека (экспрессии) в процессе физического тренинга. Соответственно, можно утверждать, что специфика данной программы требует для её успешной реализации специалистов с физкультурным образованием, прошедших дополнительное обучение по этому направлению. Поэтому нами был разработан специальный курс в объёме 40 часов для курсов повышения квалификации и переподготовки кадров.
Программа курса «Музыкально-танцевальный экспрессивный тренинг» предусматривает изучение механизмов и факторов комплексного оздоровительного воздействия на организм и психику человека музыки, танца, специальных физических упражнений, психотерапевтических методов, а также технологию разработки и применения тренировочных программ с различным контингентом занимающихся.
Отдельные разделы данного курса (преимущественно, касающиеся подбора и применения музыкального сопровождения в занятиях с различным контингентом занимающихся) были внедрены в учебном процессе студентов 4 курса факультета физической культуры РГПУ им. А.И. Герцена (в 2008/2009 уч. году) в рамках занятий по ПФСС (гимнастика), на курсах повышения квалификации специалистов по детскому фитнесу (в 2009/2010 уч. году), а также выездных семинарах для заместителей заведующих дошкольных учреждений по воспитательной работе и руководителей по физическому воспитанию ДОУ на базе НМЦ Выборгского района г. Санкт-Петербурга, для педагогов дополнительного образования на базе НМЦ Фрунзенского района г. Санкт-Петербурга (2009/2010уч. год).
По окончании эксперимента были проведены педагогические наблюдения, целью которых являлось выявление положительного результата применения музыкального сопровождения. Исследуемые показатели были сгруппированы в три группы. 1–я группа заданий включала опрос, позволяющий выявить знания респондентов о психофизиологических механизмах влияния музыки на организм и психику человека. 2-я и 3-я группа исследуемых показателей были выявлены в процессе педагогических наблюдений за подбором и применением музыки в занятиях физическими упражнениями (соответствие или несоответствие требованиям) и в ходе занятий, где использовались композиции, составленные испытуемыми под музыку.
Было выявлено, что наилучший результат показали студенты, изучавшие в рамках ПФСС специальный курс, включавший лекционный и практический материал. Несколько меньшие показатели продемонстрировали слушатели курсов повышения квалификации, у которых было лишь 4 лекции, но имеющие большой практический опыт. Ниже оказались результаты руководителей по физическому воспитанию в ДОУ, наблюдаемые в процессе педагогических наблюдений. И значительно менее позитивные показатели были выявлены в процессе педагогических наблюдений у студентов нашего факультета, не изучавших специального курса по применению музыки и её влиянию на человека.
Особо следует подчеркнуть, что существенное место в курсе «Музыкально-танцевальный тренинг» занимают вопросы подбора и использования музыкального сопровождения.
Это обусловлено проведёнными ранее исследованиями среди специалистов по физической культуре, работающих в разных типах образовательных учреждений и фитнес-индустрии.
Как показали результаты опросов специалистов по физической культуре детских садов разных районов Санкт-Петербурга (130 человек), проведённые в период с 2005 по 2010 год, у большинства из них (84,5%) грамотный выбор музыкального сопровождения вызывает затруднения, при этом 74,5% указали на то, что испытывают определённые трудности с составлением упражнений в соответствии с музыкой, 96% респондентов указывают на недостаточные знания о механизмах воздействия на организм и психику детей тех или иных средств музыкальной выразительности, при том, что большинство из них полагает, что в общих чертах осведомлены о возможностях влияния музыки на человека.
Анкетирование 20 педагогов Выборгского района Санкт-Петербурга, проведённое в 2009-2010 учебном году показало, что 100% респондентов считают, что в процессе обучения студентов физкультурных вузов необходимо внедрять отдельный курс, где рассматривались бы вопросы использования музыкального сопровождения в занятиях физической культурой, так как тех этих знаний им в работе не хватает. При этом 100% опрошенных указали, что готовы пройти краткосрочный курс обучения по этому направлению.
Полученные данные получили подтверждение в результате педагогических наблюдений и опроса слушателей курсов повышения квалификации и переподготовки кадров РГПУ им. А.И. Герцена по направлениям детского фитнесса (более 300 человек). Было определено, что грамотный подбор музыки и составление композиций в соответствии с ней вызывает определённые затруднения у значительной части респондентов.
При опросе преподавателей и студентов V курса факультета физической культуры РГПУ им. АИ. Герцена было выявлено, что 87,5% опрошенных считают необходимым в процессе обучения будущих специалистов по физической культуре, в том числе и инструкторов по фитнесу, давать углублённые знания по применению музыкального сопровождения.
Анализируя данные проведённых опросов, с целью выявления мнения специалистов по физической культуре, работающих в образовательных учреждениях разного типа и вида, было выявлено, что в целом профессиональное сообщество считает возможным и перспективным внедрение курса «Музыкально-танцевальный тренинг» в существующую практику.
В ходе проведённого исследования были использованы методы анкетирования и профессионального консилиума, и определено, что 83% (из 115 респондентов) считают, что обучение по данному курсу может быть перспективным для специалистов по физической культуре. 37,6% опрошенных утверждают, что в связи с высоким уровнем детей дошкольного и школьного возраста, имеющих отклонения в эмоциональной сфере и тенденцией к увеличению их числа, данная программа актуальна и может быть введена в рамках дополнительных физкультурно-оздоровительных услуг в детских садах и школах. Также более 44% опрошенных полагают, что данная программа парциально может быть включена в учебный процесс по физическому воспитанию детей и подростков.
Вместе с тем, представляется также актуальным включение курса «Музыкально-танцевального экспрессивного тренинга» в процесс профессиональной подготовки специалистов по фитнессу, так как занятия по этому новому направлению могут быть наиболее полно реализованы в этой сфере.
Указанное обосновывается следующими основаниями:
Проведённые исследования в период с 2001 по 2010 год (педагогические наблюдения Международных и Региональных фитнес-конвенций, анализ рекламной продукции (буклетов, статей) и пиар-акций фитнес-клубов Москвы и Санкт-Петербурга в Интернете) выявили, что 100% занятий фитнесом проводится под музыкальное сопровождение.
Большинство предлагаемых услуг включает занятия фитнесом на танцевальной основе.
В последние годы существенно возрастает доля занятий фитнесом, относящаяся к направлению минд-боди фитнес (фитнес души и тела), куда включены восточные (йога, ушу, тай-чи и т.д.) и западные (Пилатес, гирокинезис, гиротоник, боди-флекс и т.д.) оздоровительные практики, сочетающие физические упражнения и контроль сознания, медитацию.
По своим идеологическим установкам «музыкально-танцевальный экспрессивный тренинг» в полной мере соответствует идеологии фитнесса и отражает его философию – холистический подход, гуманизм, свободу выбора занятий, гедонизм, толеранатность.
Резюмируя изложенный материал, можно предполагать, что внедрение курса «Музыкально-танцевальный тренинг» в существующую практику физкультурно-оздоровительной работы и подготовку специалистов по фитнессу позволит повысить уровень профессиональных компетенций специалистов по фитнессу и расширит рынок предлагаемых фитнес-услуг. Указанное должно оказать положительное влияние на комплексное психологическое и физическое оздоровление населения России, в первую очередь, его подрастающего поколения.
Литература:
Брусиловский Л.С. Музыкотерапия: Руководство по психотерапии / под ред. В.Е. Рожнова. М. Радуга, 1988. 204 с.
Декер-Фойгт Г.-Г. Введение в музыкотерапию. СПб.: Питер,2003. 208 с.: ил. (серия «Золотой фонд психотерапии»)
Дубровин Д.А. Методологические подходы к психофизиологическому обоснованию возможностей коррекции эмоциональных расстройств динамическим полем звуковых волн в режиме сверх медленных физиологических процессов //Физиология человека, 1994. № 4. С. 29.
Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия. М.: Владос, 1999. 226 с.
Рудестам К. Групповая психотерапия. - 2-е междунар. изд.- М., СПб., Н. Новгород, Воронеж, Ростов н/Дону, Екатеринбург, Самара, Новосибирск, Киев, Харьков, Минск: Питер, 2006.- 376 с.
Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии / Ред.-составитель В.Ю. Баскаков. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2006. 192 с. (серия «Телесно-ориентированная терапия»).
Шкурко Т.А. Танцевально-экспрессивный тренинг. - СПб.: Речь,2003. – 289 с.
Шушарджан С.В. Психофизиологические и биофизические основы адаптогенно-восстановительных эффектов музыко-вокалотерапии: Дис. д-ра мед. наук. М., 1994. 206 с.
Шушарджан С.В. Музыкотерапия и резервы человеческого организма: М., 1998. 363 с.
Материал опубликован в сборнике: Фитнес в модернизации физкультурного образования и его роль в оздоровлении населения России: сб. матер. междунар. науч. - практ. конф. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2010.- С. 177 – 183.