История ритмической гимнастики

Опубликовано
Красникова Наталья
http://www.fizkult-ura.ru

Ритмическая гимнастика

Историю ритмической гимнастики, пожалуй, можно было бы начать с времен, когда первобытные люди совершали свои ритуальные пляски, сопровождая их пением, потряхиванием бамбуковыми палками, погремушками из костей или барабаном. Танец имел обязательный смысл, который пересказывался с помощью элементов пантомимы и подражания. Выразительность жестов, пластики и музыкальных ритмов была понятна всем. Это было способом выражения мыслей и переполнявших человека эмоций посредством движения, возможностью вымолить у неведомых сил спасение от непогоды, щедрый урожай и богатую охоту. Процесс труда определял ритм движений. В свою очередь ритмичные движения породили пляску, которая стала одним из наиболее ранних проявлений общечеловеческой культуры.

Каждой человеческой эпохе свойственна своя культура движений под музыку, но во все времена она была связана с жизнью и бытом людей.
В Древней Греции придавали огромное значение умственному и физическому развитию. Ритмические движения и танцы были неотъемлемой частью любого праздника. В танце греки усматривали единство душевной и телесной красоты.

В средние века появились первые бытовые танцы в крестьянской среде. Живой ритм, веселье, прыжки, подскоки и притопы — это элементы, присущие народной танцевальной культуре.

Наиболее близкими к современной ритмической гимнастике были системы Ж. Демени, Ф. Дельсарта и Э.Ж. Далькроза. Во второй половине XIX в. французский физиолог Жорж Демени (1850—1917) создал своеобразную танцевальную гимнастику для женщин, получившую известность не только во Франции, но и далеко за ее пределами. Эта гимнастика была предназначена для развития у женщин грации и изящества посредством различных упражнений с - палками, булавами, танцевальных комбинаций, всевозможных ритмических движений и импровизации.

При этом Ж Демени считал, что - упражнения, выполняемые без остановок, не вызывают утомления, а ритмичная работа напрягающихся и расслабляющихся мышц — необходимое условие их развития. Таким образом, ритм и непрерывность выполнения упражнений — одно из основных требований в системе Ж. Демени.

В середине XIX в. началось увлечение выразительностью и ритмом движений в сценическом искусстве, Начало этому направлению положил французский оперный певец Франсуа Дельсарт (1811—1871). В свое время неопытные педагоги не смогли обучить его красивым, пластичным движениям на сцене, и он лишился возможности посвятить свою жизнь сценическому искусству. Он стал превосходным педагогом. Изучая движения взрослых, наблюдая как дети мимикой и жестом выражают свои эмоции, он пытался систематизировать жесты по их смыслу, значению и эмоциональной окраске. Так родилась его система движений, получившая название выразительной гимнастики.

Дельсарт учил будущих артистов не просто ходить, бегать, поворачиваться, падать, наклоняться и поднимать голову, а в каждое движение вкладывать определенный смысл и значение. Он считал необходимой и естественной связь между настроением человека, его эмоциональным состоянием и движениями тела.

Ф. Дельсарт учил, что недостаточно внутреннего побуждения, нужно умение этому побуждению повиноваться; мало чувствовать, надо воплотить это чувство в движение; недостаточно только испытать, необходимо пережитое выразить. Известный русский искусствовед С. Волконский называл Дельсарта основателем науки о телесной выразительности.

В начале XX в. началось увлечение новыми течениями, так называемого танца-модерн. В разных странах эти течения имели свои особенности, которые и определили различные названия. В одних странах танец-модерн назывался современным, в других — выразительным, свободным, ритмо-пластическим и др. Рисунок этого танца отличался подчеркнутостью ритма, гимнастическими, позами и движениями. Это подчеркнутое внимание к ритму пришло в современный танец от
Якоба Далькеса, известного под псевдонимом Эмиль-Жак Далькроз (1865—1950).

Композитор и музыкант, получивший образование в консерваториях Вены и Парижа, Далькроз известен еще и как основатель ритмической гимнастики, основоположник системы ритмического воспитания. Далькроз сам никогда не занимался танцем. Но, работая в Женевской консерватории преподавателем гармонии, он заметил, что педагоги, мало внимания уделяют пониманию музыки студентами. На уроках
сольфеджио он старался развить у своих учеников чувство ритма, доводя его до тончайшего совершенства. Для воспитания чувства ритма Далькроз стремился использовать движения. Так возникла нотная система движений, где каждому элементу музыкального произведения соответствовало определенное движение тела.

Один из французских хореографов писал, что трудно переоценить значение далькрозовской ритмической гимнастики, «танцевания» нот ногами, руками и всем телом для музыкального воспитания и для воспитания чувства ритма. Таким образом, от желания помочь будущим музыкантам Далькроз перешел к воспитанию через движение, или физическому воспитанию. Он оставил консерваторию и создал в Геллерау (Германия) свой знаменитый Институт ритма. Ученики Далькроза в
гимнастических костюмах с необыкновенной согласованностью передавали с помощью движений ритмическую структуру самых сложных музыкальных произведений. Их массовые выступления привлекали к себе зрителей со всей Европы.

Далькроз считал, что целью ритмической гимнастики является совершенствование силы, гибкости, а также способности мышц к сокращению и расслаблению, чего можно достичь благодаря музыке, поскольку она определяет точность движений и скорость их выполнения. «Для этого нужно,— писал Далькроз,— чтобы мышцы и нервная система были приучены к воспроизведению всякого ритмического движения, чтобы ухо было способно правильно воспринимать музыку, дающую импульс этому движению». Иными словами, необходимо развить две взаимосвязанные способности: первая — восприятие музыки с помощью движений, элементов пластики, а вторая — выражение движений тела с помощью музыкального произведения (импровизация).

Для правильного восприятия ритма музыки Далькроз использовал различные движения ногами: ходьбу, бег, прыжки. Занимающиеся одновременно выполняли сильные порывистые движения руками и туловищем, что все вместе составляло значительную физическую нагрузку. В то же время большая эмоциональность занятий Жака Далькроза не позволяла замечать утомления.

Таким образом, Ф. Дельсарт, Ж. Далькроз и Ж. Демени были основателями современных направлений как в искусстве танца, так и в гимнастике. Их последователи и ученики изменяли и дополняли эти системы в соответствии со своими взглядами и замыслами.

Особую известность имела американская танцовщица Айседора Дункан (1878—1927). Удивительно одаренная натура, мечтающая и одержимая идеями, неспокойная и протестующая против ложной морали и устоев буржуазного строя, Дункан потрясла мир своим танцем. "Айседора Дункан была сильна как лозунг, как эстетическая программа. То был протест против ложного стыда, мешающего освободить тело от громоздкого театрального одеяния, против всей балетной эстетики восемнадцатого века",— писал о знаменитой танцовщице И. Солертинский.
Артистка выступала в легких, прозрачных туниках, босая, как бы стремясь этим возродить красоту древнегреческой пластики, зачастую - заимствуя из античного искусства отдельные позы и движения. Танцовщица обладала редкой музыкальностью и чувством ритма. Дункан не создала своей системы и не выработала педагогических приемов потому, что ее мало интересовала научная сторона этого вопроса. Мечтой ее было создание множества школ, где бы духовно и физически воспитывались дети, окруженные музыкой и живописью. В творчестве А. Дункан было много противоречивого. Отвергнув устои классического танца, потому что его движения, по мнению танцовщицы, лишают человека природной красоты и грации, Дункан свои композиции строила на довольно примитивных движениях. В основном это были несложные прыжки, бег, всевозможные позы и положения тела, получившие название «свободная пластика».

Искания Дункан не пропали даром. У нее появилось бесчисленное количество подражательниц. Ученицы, окончившие студию А. Дункан, стали первыми представительницами художественной гимнастики. Поклонники танца-модерн позаимствовали у нее пластическую экспрессию.

Наиболее успешно танец-модерн, отличавшийся подчеркнутой ритмичностью и гимнастическими позами, развивался в странах, где не была создана своя школа классического танца. Такими странами оказались США и Германия.

В Германии танец-модерн формировался под влиянием экспрессионизма. Причудливые и замысловатые позы, внезапная смена ритмов, движений, взлохмаченные волосы и развевающиеся одежды, порывистость и экспрессивность — характерные черты немецкой школы танца-модерн.
Представители американского танца-модерн Марта Грахем, Хосе Лиман и другие стремились в своих танцах отразить время, которое они переживали. Сложные жизненные проблемы, философские темы, веяния живописи и литературы воплощались в сложных и абстрактных позах, резких движениях, зачастую исполняемых лежа.

Ритмическая гимнастика в нашей стране имеет давнюю историю и богатые традиции. В 1910 г. князь Сергей Волконский открыл в Петербурге Институт ритма, который являлся филиалом уже знаменитого в то время Геллерауского института, основанного Ж. Далькрозом.

В 1913 г. Далькроз вместе со своей группой учениц приезжал в Россию. На сцене Петербургского Малого оперного театра он проводил уроки ритмики. Институт Сергея Волконского окончили около 50 женщин, которые преподавали ритмику в женских пансионах и музыкальных училищах. Они и стали основательницами различных направлений и школ ритмической, художественной и женской гимнастики в нашей стране.
После Великой Октябрьской социалистической революции начался бурный расцвет массовых форм занятий физической культурой. А в 1923 г. по распоряжению наркома просвещения А. В. Луначарского в нашей стране была организована «Студия пластического движения», руководимая 3. Г. Вербовой.

В программу обучения, помимо ритмической гимнастики, сольфеджио по Ж. Далькрозу, входили гимнастика, акробатика, элементы классического танца, историко-бытовые танцы, пластика, анатомия, биомеханика, политграмота. Те, кто закончил эту студию, могли работать преподавателями физического воспитания средних школ и техникумов.
Одновременно в Москве была создана школа ритмо-пластического движения в театральном техникуме им. Луначарского. Воспитанницыэтой школы Франческа Беата, Людмила Алексеева, Вера Чернецкая организовали свои школы.

В предвоенные годы в Центральном институте физической культуры в Москве ввели курс ритмики, который был во многом сродни современной ритмической гимнастике.

В настоящее время ритмическая гимнастика в нашей стране развивается
на богатых традициях физкультурного движения и танцевального искусства предшествующих поколений.

Более 25 лет в Тартуском государственном университете культивируется женская гимнастика, представляющая собой тесный сплав художественной и ритмической гимнастики. Занятия здесь проводит Л. Матис-Яансон, мудрый педагог, автор нескольких книг и ведущий специалист по женской гимнастике. Благодаря ей тысячи девушек познали прекрасный мир движений.

Большой вклад в развитие ритмической гимнастики в нашей стране внесла москвичка С.В. Крамина. Вначале одна, а теперь и с многочисленными своими ученицами — студентками Московского института нефтехимической и газовой промышленности им. И.М. Губкина — страстными поклонницами ритмической гимнастики, она пропагандирует этот вид гимнастики. После лекций и показательных выступлений С. В. Краминой и ее учениц желающие заниматься пополняют ряды поклонников ритмической гимнастики.

Научными центрами, сосредоточившими поиски рациональных и эффективных средств ритмической гимнастики, методов проведения занятий стали Всесоюзный научно-исследовательский и Государственный Центральный ордена Ленина институты физической культуры. Особая роль в научном обосновании занятий ритмической гимнастикой принадлежит доктору медицинских наук В.В. Матову и кандидату биологических наук Т.С. Лисицкой.

Несмотря на богатую историю ритмической гимнастики в нашей стране, нельзя отрицать и влияния лучших современных зарубежных направлений. Это системы Джейн Фонды, Сидне Ром, Марлен Шарель, Моники Бекман и других. Джейн Фонда — известная американская кинозвезда, активный политический борец за свободу, мир и равноправие трудящихся, организатор многочисленных демонстраций и митингов против агрессии США во Вьетнаме. В настоящее время популярность Д. Фонды возросла настолько, что в США открыты тысячи клубов, названных ее именем. Эта слава связана не столько с кинематографом, сколько с разработанной
ею системой физических упражнений, названных аэробикой. «Я" не придумала ничего нового,— говорит Джейн Фонда,— лишь обобщила уже накопленный опыт. Сами по себе движения традиционны, но по-другому организованы, объединены общими музыкальными ритмами. Отличие от обычной утренней гимнастики — в интенсивности и продолжительности занятий».

Фонда испробовала эти упражения на себе и почувствовала себя молодой и энергичной. Она поняла, что истинная красота не в чрезмерной худобе и тонкой талии, к которым она стремилась всю жизнь, злоупотребляя голоданием, разными диетами и таблетками. Истинная красота — в умении быть неповторимой, в здоровом и энергичном образе жизни.

«А еще я обнаружила,— говорит Фонда,— что, чем больше полезного я даю своему телу, тем реже мне приходится прибегать к вредному. Д. Фонда решила, что ее аэробику должны узнать как можно больше женщин, которым она желала здоровья, бодрости и уверенности в своих силах и возможностях. Она организовала несколько клубов, где бесплатно проводила занятия со всеми желающими, написала книгу, пользующуюся чрезвычайно большим спросом.

Что же представляет из себя система упражнений, предложенная Джейн Фондой?
В комплекс входят простейшие гимнастические упражнения, выполняемые чаще всего на 2 или 4 счета, и различные виды скачков, прыжков и бега. Дозировка упражнений зависит от их сложности и колеблется от 8 до 30 повторений. Урок начинается с небольшой разминки, продолжительностью до 5 мин. В разминку включают наклоны головы, поднимание и опускание плеч, упражнения для мышц рук и туловища, различные наклоны, упражнения для ног. Заканчивается разминка серией аэробных упражнений, включающих бег, прыжки и подскоки.
После разминки следует основная часть урока. В этой части основательно прорабатываются различные мышечные группы. Большое внимание уделяется упражнениям для развития гибкости, подвижности в суставах, укреплению мышц живота, спины, таза и свода стопы. Множество упражнений выполняется в исходном положении лежа, чтобы облегчить отток крови и «разгрузить» мышцы ног, таза и спины. Не меньшей популярностью пользуется система еще одной известной американской киноактрисы — Сидне Ром.

Гимнастические упражнения, которые предлагает Сидне Ром, очень просты в исполнении и способствуют развитию всех физических качеств. Большое внимание уделяется постановке правильного ритмичного дыхания, облегчающего выполнение упражнений.

Отличительной особенностью комплекса Сидне Ром является очень большое количество предлагаемых упражнений (около 185) и чрезвычайно большая их дозировка. Например, различные наклоны в стороны она выполняет в общей сложности более 40 раз. Много времени в комплексе отводится беговым и прыжковым упражнениям. Сидне Ром считает, что для повышения эффективности упражнений и укрепления мышц можно использовать различные отягощения.

Комплексы упражнений у Марлен Шарель из ФРГ и упражнения Моники Бекман из Швеции в основном сходны с теми, что предлагает Сидне Ром, но более танцевальны. Марлен Шарель считает, что в первую очередь ее упражнения направлены на развитие выносливости. Во всех зарубежных системах каждое занятие строится по определенной схеме и включает подготовительную часть (разминку), основную и заключительную части. Обязательной составной частью каждого занятия является измерение ЧСС, что позволяет регулировать нагрузку.

Список использованной литературы:

  1. Менхин Ю.В., Менхин А.В. Оздоровительная гимнастика: теория и методика. Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 384 с. Подробнее.