Бугры - ещё одна ипостась крутых склонов, которая в нашем отечестве встречается, увы, значительно чаще, чем хорошо подготовленные, гладкие склоны. Поэтому, катание по бугристым склонам - это не экстремальное развлечение, а жизненная необходимость.
Езда по рельефному склону требует некоторых нововведений в ваш технический базис. Первое - это образование нового ощущения независимой работы верхней и нижней частей тела и понимание того, что на буграх сначала учатся ездить медленно.
Лыжник явно не в состоянии задавить лыжи достаточно сильно, чтобы удержаться на льду. Его сносит. Он не может прописать дугу.
Решение. Основная проблема лыжника, только что начавшего осваивать такие склоны - это страх. Страх появляется после первого неудачного поворота. Переориентироваться на лёд после мягкого снега очень тяжело.
Если учитывать, что в слаломных поворотах все недочеты в технике видны как на ладони, поскольку они, как за хвост, тянут за собой более радикальные последствия, то на крутом, а то ещё и ледяном склоне они высвечиваются с той же интенсивностью, как если бы вам ночью попал в глаз луч прожектора.
Учитывая это нужно морально подготовиться к выходу на крутой склон. На самом деле, "крутяк" можно и нужно воспринимать как некоторое подспорье.
- Начиная поворот, некоторые лыжники очень увлекаются рулением торсом. Фактически они сопровождают направление лыж плечами. При таком положении верхней части туловища исполнить полноценный резаный поворот практически невозможно.
Всё начинается с начала. Повороты тоже. Посему начальная стадия поворота особенно важна. Насколько хорошо вы себя скоординируете в стадии перехода из поворота в поворот, настолько удачным будет следующий вираж. Ранний вход в поворот делает дугу более плавной, что позволяет лыже проявить все свои динамические способности.
Как известно статичность - враг прогрессирующей техники. К тому же поддерживать лыжу в закантованном режущем виде было бы очень трудно, если не невозможно, если практиковать инертную манеру катания. Поэтому, в поворот нужно входить активно и ещё активнее из него выходить.
Почему резаный поворот? Потому, что в этом повороте лыжа не соскальзывает перпендикулярно склону, а прорезает дугу кантом.
Соскальзывающий поворот является естественным этапом в процессе совершенствования. Для исполнения резаного поворота требуется элементарно пройти определённый лимит скорости. Иначе он просто физически невыполним. А пока вы не набрались уверенности, чтобы пройти этот лимит, практикуйтесь в поворотах на параллельных лыжах соскальзыванием.
Если вы поймёте, из каких элементов состоит поворот, то быстрее его освоите. Итак, вопрос имеет наружное и внутреннее видение. Первое можно описать следующим образом. Представьте себе дугу, оставшуюся после лыжника. Первую четверть её можно назвать началом поворота, вторые две - серединой, и последнюю - концом поворота.
Палки нужны для поддержания равновесия. Что такое равновесие в горнолыжной технике? Это всё. Короткий укол палкой позволяет как бы разграничить один поворот с другим. Помогает "переключить" импульс поворота одной лыжи на другую.
Для многих осознание укола приходит само собой, и им не нужно специально координироваться, чтобы "поставить" технику укола палкой.
Повороты бывают однотактные и двухтактные, резаные и путём соскальзывания.
Итак, двухтактный соскальзывающий поворот. Начнём снова с прямого спуска. Задавливайте левую лыжу, пуская её в поворот. Теперь мы будем более агрессивно работать коленями в сторону склона, что обеспечит большую загрузку кантов. Пройдя линию спада склона, приставьте внутреннюю лыжу к наружной. Это движение и есть второй такт поворота.
Это упражнение обеспечивает вам достаточное количество нескучной практики, а также планомерно подводит к двухтактному повороту. Оно, как и предыдущее, состоит из двух уже знакомых вам частей. Первая - прямой спуск, вторая - поворот. Но поворот с некоторой "модернизацией".
Итак, вы более или менее научились контролировать скорость и даже поворачивать. Теперь перед вами открывается широчайший плацдарм действий, поскольку вы стали значительно мобильнее, чем раньше.
Очередное упражнение придаст вам уверенности в себе в ситуациях разного рода. Не нужно быть гением, чтобы догадаться, что прямой спуск является самым быстрым способом передвижения на склоне.
Итак, проехав несколько метров в плуге, вы переносите вес вашего тела на одну, скажем левую, лыжу. И далее лыжа, на которой проходится поворот, будет называться наружной. Та лыжа, которая "в центре" поворота, т.е. с которой снимается давление во время манёвра, является внутренней.
Итак, вы едете в плуге по левому краю склона. Далее начинайте задавливать левую лыжу значительно больше, переложив на неё большую часть веса. Вы увидите, что ваша траектория начнёт меняться, и лыжа сама начнёт выписывать дугу. Как только лыжа станет перпендикулярно линии склона, приставьте правую лыжу к левой и пересеките таким образом склон в траверсе.