Прыжки, в которых вращение продолжается и после приземления, называют прыжками во вращение. Исторически они появились до многооборотных прыжков. Попытки начать вращение на льду с помощью прыжка стали первыми прыжками во вращение. При выполнении прыжков во вращение не ставится задача выполнить в полете максимальное число оборотов. По этой основной причине прыжки и выделены в отдельную группу. Главная задача фигуриста в прыжках во вращение — большая высота полета и затем быстрое, устойчивое вращение в правильной позе после приземления.
Каскады прыжков стали неотъемлемой частью не только произвольных программ. Они введены в качестве обязательного элемента в короткую программу произвольного катания.
Не следует смешивать каскады прыжков и комбинации прыжков. Комбинацией прыжков называют два или более прыжка, следующих друг за другом и объединенных общим техническим или эстетическим замыслом. Каскад прыжков является частным случаем комбинации прыжков, в котором отсутствуют повороты или смена ног между прыжками.
Своеобразие техники каскадов заключается в первую очередь в том, что для выполнения последующего прыжка используется скорость движения тела, оставшаяся после предыдущего.
Шпагат - это прыжок, в котором главное — высоко поднять ноги и зафиксировать положение шпагата в верхней точке полета. Для овладения им наиболее целесообразно использовать толчок после переступания с хода вперед на ход назад с отведением свободной ноги и одноименной ей руки назад. При отталкивании следует обращать внимание прежде всего на высокий взлет и принимать положение шпагата лишь в верхней точке. Распространены «русский» и классический варианты шпагата. Первый чаще выполняют мужчины, второй — женщины.
Тулуп - название прыжка происходит от двух английских слов — «toe», что значит «носок», и «loop», что значит «петля», т. е. прыжок петлей с носка. Это один из наиболее простых носковых прыжков. Сравнительная простота выполнения толчка, так же как и в прыжке сальхов, в значительной степени объясняется легкостью создания начального вращения. Выполнение толчка облегчено также благодаря тому, что вращение в полете происходит в ту же сторону, что и при подготовке к толчку и во время толчка (т. е. положительное).
Флип - происхождение этого названия объясняют английским словом «flip», означающим «короткий удар, щелчок». Чаще всего этот прыжок выполняют после тройки вперед-наружу — назад-внутрь с постановкой конька толчковой ноги сзади на зубцы. После поворота тройкой в исходном перед толчком положении свободная нога и одноименная ей рука отведены назад, что облегчает последующее вращательное движение верхней частью тела.
Лутц - назван по имени немецкого фигуриста Лютца. Это один из наиболее сложных и в то же время эффектных носковых прыжков. В исходном перед толчком положении фигурист скользит назад-наружу по пологой дуге. Свободная нога впереди, а одноименная ей рука несколько отведена назад; взгляд обращен вперед. При подготовке к толчку свободную ногу проносят назад рядом с опорной, а плечи поворачивают в сторону, противоположную вращению в полете, на угол, определяемый подвижностью позвоночного столба. Толчковую ногу ставят на лед на расстоянии двух-трех длин конька сзади опорной ноги и на расстоянии одного конька в боковом направлении.
Прыжок «кораблик» - это название объединяет группу реберных прыжков, исполняемых с положительным и отрицательным направлением из положения «кораблик». Он отличается исходным и конечным положениями тела. Толчок и приземление выполняют здесь на наружных или внутренних ребрах. Положение «кораблик» можно принять только в толчке, а выезд осуществлять другим способом. В любом варианте прыжка главное — четкость сохранения положения и в толчке, и во время приземления. Прыжок требует совершенного владения положением «кораблик». Выполняется в 1, 2 и 3 оборота. В программах эффектен, оригинален, делает прыжковый арсенал фигуриста более разнообразным.
Внутренний аксель. Прыжок осуществляют толчком внутреннего ребра опорной ноги. В исходном перед толчком положении свободная нога и противоположная рука отведены назад. В толчке ноги и руки группируются, а приземление происходит на ход назад-наружу на толчковую ногу.
При разучивании важно контролировать выполнение окончания толчковой дуги и не допускать поворота тройкой, иначе технический рисунок прыжка меняется и он превращается в прыжок петлей. Во время скольжения по толчковой дуге следует значительно наклонить тело внутрь дуги (до 70—75°), поскольку толчок может вызвать нарушение равновесия в сторону выпуклости толчковой дуги.
Валлей - название, по-видимому, происходит от слова «valley», что по-английски значит «долина», из-за характерного рисунка, остающегося на льду при выполнении прыжка. Часто его называют также прыжком «цако». Выполняют его обычно после перетяжки назад-наружу — назад-внутрь, во время которой голову и руки поворачивают в сторону, противоположную вращению в полете. Свободная нога отведена назад и остается сзади на протяжении всего прыжка. Толчок осуществляется внутренним ребром конька и сопровождается энергичным вращательным движением верхней части тела в сторону, противоположную закривлению толчковой дуги.
Оллер - название произошло от искаженной фамилии австрийского фигуриста Эйлера, одного из первых его исполнителей. По способу отталкивания он аналогичен прыжку петлей, но приземление в нем происходит на маховую ногу. Поэтому здесь важны энергичное маховое движение выпрямленной свободной ногой в направлении общего движения тела и фиксация положения обеих ног в полете. Чтобы уверенно выполнять приземление ходом назад-внутрь, необходимо отводить назад и удерживать в этом положении свободную ногу и одноименную руку. В качестве вспомогательного упражнения для овладения приземлением рекомендуется длительное скольжение в таком положении.
Петля - прыжок этот часто называют прыжком «риттбергер» — по имени известного немецкого фигуриста Вернера Риттбергера. Выполняется она аналогично петле назад-наружу, отчего и происходит это название. Этот прыжок является одним из самых сложных реберных прыжков, что объясняется трудностью предотвращения раннего поворота тела в направлении вращения, а также ограниченной амплитудой маховых движений. Разучивание прыжка рекомендуется начинать с овладения шагом, включающим поворот тройкой назад-наружу — вперед-внутрь с последующим переходом на другую ногу на ход назад-внутрь. Этот шаг повторяют по кругу. Осваивая его, необходимо следить за скрещенным спереди положением свободной ноги и не допускать поворота верхней части тела в направлении вращения.
Сальхов - прыжок назван именем выдающегося шведского фигуриста, десятикратного чемпиона мира Ульриха Сальхова. В этом прыжке легче, чем в других прыжках, достичь большого числа оборотов. Дело в том, что создание начального вращения осуществляется двумя наиболее эффективными способами: скольжением по кривой и вращением верхней части тела. Кроме того, некоторое количество вращательного движения может быть сообщено телу при переходе на толчковую ногу. После разбега, конец которого завершается скольжением назад, фигурист выполняет тройку вперед-наружу — назад-внутрь. Движение это должно сопровождаться отведением свободной ноги и одноименной руки назад, что облегчает последующее маховое движение.
Аксель - прыжок назван именем известного норвежского фигуриста Акселя Паульсена. Зарубежные фигуристы называют его «кадет» или вальсовый прыжок. Первое название подчеркивает простоту и доступность прыжка юным фигуристам, второе — вальсовый характер движения. По характеру он напоминает балетный прыжок, исполняемый в испанских танцах, чем объясняется ранее встречавшееся название «испанский прыжок».
В настоящее время фигуристы выполняют этот прыжок в 1,5 оборота (одинарный), 2,5 (двойной) и 3,5 оборота (тройной). Существует прыжок в 0,5 оборота — так называемый перекидной, или прыжок тройкой, аналогичный акселю по способу отталкивания. Методически правильно рассматривать этот прыжок как аксель, но с поворотом на 180°.
Причины, вызывающие неправильное выполнение приземления, можно условно разделить на две группы: ошибки, возникающие до касания коньком льда и после касания, т. е. в момент приземления. В первую группу входят ошибки в разбеге, толчке и полете. Ко второй группе относятся ошибки, допущенные при выполнении собственно приземления.
Поэтому при обучении приземлению очень важно дифференцировать эти группы ошибок. Несмотря на разнообразие ошибок, встречающихся при выполнении разбега, толчка и полета, их можно, суммируя, свести к следующим основным:
В процессе обучения прыжкам часто бывает необходимо изменять угол вылета, так как крутизна траектории о. ц. т. тела существенно влияет на качество прыжка. В одних случаях траекторию нужно сделать более крутой, в других — более пологой. Наиболее эффективным способом изменения крутизны траектории является ослабление или усиление стопорящего движения. Усиление взаимодействия конька со льдом во время стопора увеличивает угол вылета, ослабление — уменьшает его. В прыжках аксель стопорящий эффект в значительной степени зависит от угла поворота конька толчковой ноги по отношению к направлению движения. Чем больше поворот конька, тем при прочих равных условиях больше стопорящий эффект. Угол поворота конька, в свою очередь, может быть увеличен или уменьшен изменением направления маховых движений в горизонтальной плоскости.