You are here
Главная » Психология физического воспитания и спорта » Психологическая подготовка парашютиста » Предстартовые состояния парашютистаПредстартовые состояния парашютиста
Психология физического воспитания и спорта
- Культура Побеждать
- Формирование физических действий
- Мотивация в спорте
- Формирование физических действий (продолжение)
- Специализированные восприятия в спорте
- Внимание на уроках физической культуры
- Восприятие на уроках физической культуры
- Особенности процесса мышления
- Особенности проявления памяти
- Психическое здоровье
- Учёт индивидуальных особенностей спортсменов
- Деятельность учителя физической культуры
- Личность спортсмена
- Предстартовые состояния
- Психологическая нагрузка и здоровье человека
- Психологические аспекты построения соревновательного поведения в спорте
- Психологические резервы оптимизации спортивной деятельности
- Система эмоционально-волевой подготовки (ЭВП) спортсменов
- Что такое медитация
- Психологическая подготовка парашютиста
- Психологическое влияние высоты
- Предстартовые состояния парашютиста
- Состояния парашютиста на этапах прыжка
- Влияние тренировок на организм парашютиста
- Эмоциональные состояния и индивидуальные особенности парашютистов
- Психологическая подготовка парашютиста
- Специальная психологическая подготовка парашютиста
- Методика подготовки парашютиста
- Прыжки с парашютом - первые занятия
- Прыжки с парашютом - третье занятие
- Прыжки с парашютом - четвёртое занятие
- Признаки зрелой и незрелой личности (спортсмена)
В период подготовки к прыжку врождённая защитная реакция перед высотой вызывает заметные эмоциональные сдвиги в психике начинающего парашютиста. Ещё не наступили явные физиологические изменения в организме, но уже появляются лёгкие нарушения настроения, эмоциональная неустойчивость В одних случаях возникают слабые формы несвойственной раздражительности, так называемой чувственной гиперстезии (повышенной чувствительности), в других, наоборот снижается интерес к окружающему или же появляется быстрая смена настроений. Эти изменения в настроении возникают за счёт лёгких нарушений равновесия между возбудительными и тормозными процессами в коре головного мозга.
Более заметные сдвиги не только в психическом состоянии, но и в деятельности внутренних органов спортсмена наступают обычно с момента объявления конкретного срока прыжка. Очень хорошо это описывает замечательный советский парашютист-испытатель, талантливый педагог В.Г. Романюк:
«Известно, что перед прыжком человек испытывает определённое нервно-психическое напряжение, причём у прыгающих впервые оно проявляется значительно сильнее. Обычно такое состояние наступает с того момента, когда инструктор объявляет: «Внимание, завтра прыгаем. Выспитесь хорошенько, приведите в порядок обувь» и т.д. и т.п. Вот когда прыжок, о котором говорили и к которому готовились месяцами, становится неминуемым, вполне конкретным и реальным событием, у воздушных спортсменов появляется напряжённое чувство ожидания».
Именно «напряжённое чувство ожидания» наиболее характерно для начинающих парашютистов накануне прыжка. Сами новички говорят так: «Чем бы я не был занят накануне, я постоянно помню о том, что завтра мне предстоит совершить свой первый прыжок. Если же на какое-то время внимание отвлекается на другой предмет, то снова и снова возвращается к прежней мысли».
В ночь перед прыжком человек нередко плохо засыпает, сон его поверхностен, с многими сновидениями, он даже видит себя совершающим прыжки. Это состояние объясняется тем, что в коре головного мозга и в подкорковых узлах возникает застойный очаг возбуждения, призванный обеспечить предстоящую деятельность. Возбуждение распространяется на соседние участки коры, на подкорковые отделы, повышая тонус нервной системы, активируя работу целого ряда внутренних органов. Описанная системная реакция организма известна в физиологии под названием «рефлекса подготовки».
Изучая течение трудовых процессов, М.И. Виноградов установил, что в его основе лежит наиболее полноценное возбуждённое состояние нервной системы, которое он характеризовал, как «предупредительную иннервацию». У рабочего она проявляется при непосредственном ожидании трудовой деятельности, даже привычной, выполняемой ежедневно. Физиологическая сущность этого предрабочего состояния выражается в подготовке организма к действию, в создании наилучших, наивыгоднейших (оптимальных) условий для последующей активности. Существенно важно, чтобы выраженность «предупредительной иннервации» наиболее полно соответствовала объёму и характеру предстоящей деятельности, так как её недостаточность затрудняет вхождение в работу, и чрезмерность ведёт к преждевременному утомлению.
Аналогичная реакция свойственна и спортсменам накануне соревнований, ответственных выступлений. В спортивной психологии она именуется предстартовым состоянием.
У начинающего парашютиста предстартовое состояние включает. Кроме того, осознание элементов опасности, которые сопровождают прыжок с большой высоты.
Реакция человеческого организма в предвидении незнакомой, очень ответственной и опасной деятельности названии «рефлексом настораживания или подготовки». Отличается она тем, что предшествующая физиологическая подготовка организма к действию сопровождается одновременными проявлениями пассивно-оборонительного рефлекса, вызванного осознанием опасности. В данном случае наряду с общим повышением активности нервной деятельности в коре мозга усиливаются и тормозные процессы. Соотношение этих процессов обусловлено индивидуальными особенностями человека и характером ожидаемых событий. Эмоциональные состояния, сопровождающие ожидание опасной деятельности, крайне разнообразны, начиная от лёгких степеней возбуждения с переживанием неуверенности, сомнения или тревоги, вплоть до выраженной заторможенности, подавленности и страха.
Во время подготовки к прыжку эмоциональное состояние парашютиста ещё чётко, психологически не выражает страха высоты. Но вот спортсмен на старте. Здесь он впервые надевает парашют и подгоняет подвесную систему уже не с целью наземной тренировки, а для выполнения ознакомительного прыжка. Страх высоты, как сознательное, так и безотчётное эмоциональное переживание, приобретает реальное основание и выступает на первый план. Проявляется он не только внутренне, но и внешне: в мимике и осанке, в мышечных движениях и речи.
С развитием парашютизма стартовые состояния неоднократно служили темой медицинских и психологических исследований. Так, ещё в 1934 году В.Л. Горовой-Шалтан, изучая предпрыжковые состояния, выделил среди них три наиболее общих типа реакции. У одних спортсменов он отличал выраженное двигательное возбуждение, приподнятое настроение, говорливость, лёгкую отвлекаемость внимания и трудность его сосредоточения. Всё это приводило к нарушению отчетливой ориентировки в окружающем и обычного хода мышления. У других при тех же обстоятельствах наблюдалась некоторая заторможенность и сосредоточенность, нередко с оттенком угнетения или безразличия по отношению к окружающему. В редких случаях заторможенность оказывалась настолько сильной, что напоминала ступорообразное состояние с явлениями ясного общего угнетения психики и почти полной безучастностью к окружающему.
Кроме того, автор различал и третью группу со смешанной формой реакции.
Обследуя парашютистов на старте, он обнаружил следующие наиболее типичные преходящие изменения в нервной системе и в работе внутренних органов:
1. Нарушение координации движений и статического равновесия с заметным повышением сухожильных рефлексов. Появление некоторых необычных рефлексов, вызванных уменьшением тормозящего влияния коры головного мозга на подкорковые отделы.
2. Изменение чувствительности (чаще всего повышение), с одной стороны, и наклонности к образованию различных обманчивых восприятий – с другой.
3. Ряд вегетативных реакций: изменения ритма и характера сердцебиения, сосудодвигательных и секреторных проявлений (расширенные зрачки, тошнота, частые позывы на мочеиспускание и пр.).
В.Е. Макаров, изучая поведение будущих парашютистов при тренировочных облётах, выделил четыре типа реакций. Первый тип – возбуждённо-оживлённые реактивные состояния (76%) – положительная реакция на тренировочный облёт. Второй – боязливо-тревожные реактивные состояния (14%) – определён как отрицательное облётное психофизиологическое последствие, сопровождающееся пониженным самочувствием и аппетитом, плохим сном. Третий – симптоматически-угнетённые реактивные состояния (3%) – протекает как «морская болезнь». Люди с этой реакцией считались недостаточно подготовленными к парашютным прыжкам. Последний, четвёртый тип смешанные реактивные состояния (14%) – включал в себя отдельные признаки всех предыдущих типов реакций.
Наиболее благоприятное стартовое состояние парашютиста – так называемое «боевое возбуждение». Его физиологической предпосылкой является достаточное уравновешивание усиливающихся возбудительных процессов центральной нервной системы тормозными. Здесь наилучшим образом сочетаются все необходимые для предстоящей деятельности условия: повышение физической работоспособности, наличие стенических эмоций, обострение процессов восприятия и мышления, увеличение объёма внимания с хорошей сосредоточенностью. Парашютист в состоянии «боевой готовности» выглядит более возбуждённым, чем обычно, однако не проявляет излишней суетливости. Его движения энергичны и достаточно координированы, выполнение команд своевременное и точное.
Менее благоприятно состояние «стартовой лихорадки», когда спортсмен чрезмерно возбуждён. Физиологически оно обусловлено бурным протеканием возбудительных процессов при одновременном ослаблении тормозных. Лица в этом состоянии испытывают сильное волнение, выглядят суетливыми, как правило, они невнимательны, рассеянны, забывчивы. Начинающий парашютист в это время может забыть правила отделения от самолёта, поведения в воздухе и приземления, несмотря на то, что хорошо их усвоил при наземных тренировках. Причиной развития «стартовой лихорадки» могут быть индивидуальные особенности нервной деятельности человека, физическое утомление, недостаточная наземная подготовка.
Крайне неблагоприятным состоянием является «стартовая апатия». Она характеризуется вялостью психических процессов, снижением возбудимость, доходящей иногда до сонливости, плохим настроением, молчаливостью, малоподвижностью, отсутствием желания совершить прыжок. Эти признаки свидетельствуют о наступлении перевозбуждения нервных клеток головного мозга, в результате чего они впадают в тормозное состояние. Нарастание тормозных процессов влечёт за собой угнетение психической активности, ухудшение координации произвольных движений, нарушение работы сердечно-сосудистой системы. Вот почему во время «стартовой апатии» физические возможности парашютиста резко снижены, а его действия часто определяются инстинктивными побуждениями, вызванными страхом высоты. Это стартовое состояние может развиться вследствие неблагоприятных индивидуальных особенностей типа высшей нервной деятельности спортсмена, в результате недостаточной подготовленности к прыжку, при утомлении, наступающем иногда от длительно пребывания парашютиста на старте в ожидании прыжка.
Психофизиологические изменения при «стартовой апатии» создают предпосылки для различных установочных реакций. Выраженная заторможенность коры головного мозга может привести к нарушению процессов восприятия, вплоть до парадоксальных явлений, когда слабые внешние раздражения оказываются более действенными, чем сильные. У парашютиста это проявляется, например, в том, что он не обращает внимания на громкие команды инструктора, гул моторов самолёта и пр.и в то же время отчётливо воспринимает и прочно запоминает ничего не значащие мелочи, второстепенные детали окружающей обстановки. В данном случае неосторожное замечание инструктора. Неудачная реплика или же необдуманное действие товарища могут произвести весьма сильное влияние на психику спортсмена, невольно закрепиться в памяти и образовать установочную психогенную реакцию страха высоты.
Необходимо подчеркнуть, что обычное стартовое состояние парашютиста – это «боевое возбуждение». «Стартовая лихорадка» и «стартовая апатия» представляют собой более или менее выраженное нарушение нормального «рефлекса подготовки». Чаще всего они развиваются у спортсменов, в процессе обучения которые были нарушены основные принципы психологической подготовки к прыжку: индивидуальный подход и последовательность в обучении. Инструктор обязан детально выяснить причины отклонений от нормальных стартовых состояний. Там, где они кроются в недостаточной подготовленности к прыжку, необходимо продумать и наметить план индивидуальной работы.
При наличии у начинающего парашютиста чрезмерно выраженных неблагоприятных видов стартовых состояний его необходимо отстранить от прыжка. Однако к этому решению нельзя подходить слишком опрометчиво. Необоснованное отстранение новичка наносит большой ущерб его самолюбию, подрывает веру в свои силы и в дальнейшем может явиться причиной стойкого отрицательного отношения к парашютизму.
Список использованной литературы:
- Гримак Л. Психологическая подготовка парашютиста. Под ред. полковника медицинской службы А.Е. Мазина. М.: ДОСААФ, 1966. - 126 с. Подробнее.
- версия для печати
- 10658 просмотров