You are here
Главная » Передвижение по снегу и фирнуПередвижение по снегу и фирну
История туризма
- Характеристика туризма
- Развитие туризма в СССР
- Современная ситуация в сфере туризма
- Виды туризма
- Содержание туристской подготовки
- Физическая подготовка в туризме
- Формирование личностных качеств в туризме
- Психологическая подготовка
- Передвижение по травянистым склонам
- Особенности передвижения по льду
- Передвижение по осыпям
- Передвижение по снегу и фирну
- Переправы через горные реки
- Техника водного туризма
- Техника лыжного туризма
- Тактика в туризме
- Топографическая подготовка
- Ориентирование на местности
- Спортивное ориентирование
- Тренировка туриста
- Методика отбора для занятий туризмом
- Методика обучения туризму
- Первая помощь при переохлаждении
Наташка
http://www.fizkult-ura.ru
Снежные и фирновые склоны позволяют почти везде организовать страховку, хотя она и менее надежна, чем на льду и скалах. При движении по снегу применяется принцип "двух точек опоры" (нога - нога, нога - ледоруб), действительный даже на крутых склонах.
При подъемах и спусках по снежным маршрутам, где большую нагрузку испытывают мышцы ног, главным образом из-за тяжелой работы по вытаптыванию ступеней, особое значение имеет физическая подготовка участников.
Для обеспечения безопасного передвижения по снегу предлагаются следующие рекомендации:
- на мягком снежном склоне следует постепенно прессовать опору для ступни, избегая сильного удара ногой по снегу. Это помогает сохранить ступени, которые могут обрушиться от резкого удара, экономит силы и уменьшает опасность лавины;
- если наст непрочный и не выдерживает веса человека, не надо стараться удержаться на его поверхности. Лучше резким ударом ноги проломить наст, а затем нажимом подошвы уплотнить ступень под ним;
- иногда на крутом настовом склоне можно удержаться, опираясь подошвой на край пробитой в насте ступени, а голенью - на наст, распределив таким образом вес тела на большую площадь поверхности снега;
- при движении по снегу положение тела должно быть вертикальным, особенно если ступени ненадежны;
- длина шага ведущего не должна превышать длину шага самого малорослого участника группы;
- все участники должны идти след в след, не сбивая ступеней, заботясь об их сохранности;
- поскольку идущий первым выполняет тяжелую работу, его надо периодически сменять. Это диктуется также соображениями общей безопасности, ибо утомленный человек скорее ошибается в выборе пути, организации страховки, своевременном обнаружении опасности;
- следует отдать предпочтение более трудному пути, если он менее опасен. Так, подъем прямо вверх предпочтителен не только из-за кратчайшего пути, но и из-за большей безопасности, поскольку при этом не подрезается снег, как при движении зигзагом или траверсе склона.
По снежному склону крутизной до 30-35° лучше всего подниматься прямо вверх. При достаточной глубине рыхлого, мягкого снега ступни ставят параллельно. Каждый след утрамбовывается до образования снежной "подушки", на которую и ступает затем нога. Идущие за направляющим при необходимости дополнительно обрабатывают такие следы, сбрасывая ногой в подготовленное им углубление снег и подтрамбовывая его.
При увеличении крутизны склона, жесткости снега переходят на движение зигзагом, меняя время от времени направление движения. Идти надо под углом около 45° к линии течения воды (самый экономный путь), для подъема использовать на плотном снегу или фирне детали микрорельефа (например, небольшой гребешок между снежными бороздами, выбивая в нем с обеих сторон рантом ботинка ступени).
Ступени выбивают рантом ботинка косыми скользящими ударами, опираясь в этот момент штычком ледоруба о склон. Такая работа требует навыка и тренировки, поскольку при размахивании и резких ударах ногой можно потерять равновесие. Прежде всего штычком ледоруба надо упереться в склон на уровне пояса, затем наружным рантом ботинка, который находится ближе к склону, выбить горизонтальную ступень. Небольшой размах ноги, главным образом за счет голени, компенсируется сравнительно устойчивым положением тела. Затем, встав этой ногой в готовую ступень, переносят на нее вес тела. Следующую ступень выбивают внутренним рантом прямой расслабленной ноги, стоящей ниже по склону. Большой размах ноги облегчает выбивание ступени, однако положение тела при этом менее устойчиво, к тому же здесь труднее обеспечить горизонтальность ступени.
На склонах средней крутизны ледоруб переносят на новую точку опоры при каждом шаге. На крутых склонах при увеличении глубины снега ледоруб нужно использовать для создания более надежной опоры. На очень твердом насте или фирне трудоемкое выбивание ступеней ногой заменяют вырубанием или выцарапыванием лопатой ледоруба. Еще более экономно и безопасно передвижение по твердой снежной поверхности на кошках.
Список использованной литературы:
- Ганопольский В.И., Безносиков Е.Я., Булатов В.Г. Туризм и спортивное ориентирование. Учебник для ин-тов и техникумов физической культуры. М.: ФиС, 1987. - 163 с. Подробнее.
- версия для печати
- 8606 просмотров