Упражнения для пальчиков и рук

версия для печативерсия для печати
Упражнения для пальчиков и рук.

Опубликовала: Наталья для http://www.fizkult-ura.ru

Вверх ладошки!
Вверх ладошки! Хлоп! Хлоп! (Хлопки в ладоши вверху, по коленкам, по плечам, по бокам, за спиной, перед собой, слева, справа.)
По коленкам — шлеп, шлеп!
По плечам теперь похлопай!
По бокам себя пошлепай!

Можем хлопнуть за спиной!
Хлопаем перед собой!
Вправо можем! Влево можем!
И крест-накрест руки сложим. (Руки сложили накрест перед грудью.)

Вот помощники мои
Вот помощники мои, их как хочешь поверни: (Смотрим на раскрытые ладони.)
И вот эдак, и вот так, не обидятся никак. (Потираем руками.)
Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопаем в ладоши.)
Не сидится им опять. (Встряхиваем кистями.)
Постучали, (Стучим по столу.)
Повертели (Круговые вращения кистью.)
И работать захотели. (Потираем руками.)
Поработают немножко, (Хлопаем в ладоши.)
Мы дадим им отдохнуть. (Сложили ладони вместе.)
Постучали, (Стучим по столу.)
Повертели (Круговые вращения кистью.)
И опять обратно в путь. (Хлопаем в ладоши.)

Где же наши руки?
Где же, где же наши руки,
Где же наши руки? (Спрятали руки за спину.)
Где же, где же наши руки?
Нету наших рук. (Повороты туловища влево-вправо.)
Вот, вот наши руки, (Показываем руки.)
Вот наши руки.
Пляшут, пляшут наши руки,
Пляшут наши руки. (Дети протягивают руки, показывая их, выполняют различные дви­жения руками.)

Гости
Стала Маша гостей созывать: (Вращение кистей рук к себе.)
И Иван приди, и Степан приди,
И Матвей приди, и Сергей приди,
А Никитушка - ну, пожалуйста. (Поочередный массаж кончиков пальцев правой руки.)
Стала Маша гостей угощать:
И Ивану блин, и Степану блин,
И Матвею блин, И Сергею блин,
А Никитушке — мятный пряничек. (Поочередный массаж: кончиков пальцев левой руки.)

Две сестрички
Две сестрички, две руки, (Встряхивание кистями рук.)
Рубят, строят, роют, (Изображаем в движении слова текста.)
Рвут на грядке сорняки
И друг дружку моют.
Месят тесто две руки —
Левая и правая,
Воду моря и реки
Загребают, плавая.
(С. Маршак)

Игры для пальчиков
— Выбрать на ощупь из 4-5 мягких игрушек (допустим, только зайчика).
— Найти с закрытыми глазами две одинаковые мягкие игрушки.
— Сравнить две мягкие игрушки на ощупь (чем похожи? чем раз­личаются?).
— На ощупь (через ткань) определить содержимое мешочка (в ме­шочке могут лежать легкоузнаваемые предметы: кубик, коро­бок, матрешка и др.).
— Найти одинаковые предметы в двух разных мешочках.
— При помощи палочки, с закрытыми глазами «определить» пред­мет, стоящий на столе.
— На ощупь вдеть шнурки в игрушку — планшет.
— С закрытыми глазами выстроить по порядку матрешек.

Лошадка
Вот помощники мои,
Их, как хочешь поверни.
По дороге белой, гладкой
Скачут пальцы, как лошадки.
Чок-чок-чок, чок-чок-чок,
Скачет резвый табунок. (Поочерёдное продвижение рук по столу вперёд то левой, то правой рукой с одновременным сгибанием и разгибанием пальцев.)

Массаж для пальчиков рук
(Дети соединяют поочередно мизинцы, потом безымянные пальцы и т. д. до больших пальцев под счет.)
Раз, два, три, четыре, пять, (Затем хлопают в ладоши.)
Вышли пальцы погулять. (А вслед за этим идет поочередный массаж пальцев от основания к ногтю по внешней стороне правого большого пальца.)
Этот пальчик самый сильный. (Левого большого пальца:)
Самый толстый и большой. (Правого указательного пальца.)
Этот пальчик для того... (Левого указательного пальца.)
Чтоб показывать его. (Правого среднего пальца.)
Этот пальчик самый длинный... (Левого среднего пальца.)
И стоит он в середине. (Правого безымянного пальца.)
Этот пальчик безымянный... (Левого безымянного пальца.)
Он избалованный самый. (Правого мизинца.)
А мизинчик хоть и мал... (Левого мизинца.)
Очень ловок и удал! (После этого дети интенсивно растирают кисти рук, и встряхи­вают их.)

Маша
Маша варежку надела:
— Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попал!
Маша варежку сняла,
— Поглядите-ка, нашла!
Ищешь, ищешь - и найдешь.
Здравствуй, пальчик!
Как живешь? (Декламация детьми стихотворения сопровождается движениями
пальцев.)
(Н. Саконская)

Непосильный труд
Нитку вдеть - для пальца
Непосильный труд,
Но зато два пальца
Платьице сошьют.
Три в тетради нашей
Пишут хоть куда.
Десять поле пашут,
Строят города. (Движения для пальцев рук: встряхивание, поглаживание, постуки­вание, массирование, разминание.)

Ну-ка, братцы, за работу
Ну-ка, братцы, за работу
Покажи свою охоту:
Большаку дрова рубить,
Печи все тебе топить,
А тебе воду носить,
А тебе обед варить,
А малышке песни петь,
Песни петь да плясать,
Родных братьев забавлять. (Движения для пальцев рук по тексту.)

Скрут
«Кто живет под потолком?» (Руки в стороны.)
— Гном. (Руки — «колпачок» над головой.)
«У него есть борода?» (Руки в стороны.)
-Да. (Кисти рук у подбородка.)
«И манишка, и жилет?» (Руки в стороны.)
— Нет... (Руки — к груди.)
«Как встает он по утрам?» (Руки вытянуть вверх.)
— Сам. (Руки «в боки».)
«Кто с ним утром кофе пьет?» (Руки в стороны.)
— Кот. (Пальчики-«усики».)
«И давно он там живет?» (Руки в стороны.)
- Год. (Указательный пальчик правой руки — вверх.)
«Кто с ним бегает вдоль крыш?» (Руки в стороны.)
— Мышь. (Ладошки — «ушки».)
«Ну, а как его зовут?» (Руки в стороны.)
- Скрут. (Переплести пальчики обеих рук.)
(С. Черный)

Использованная литература:

  • Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников: Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр (средняя, старшая, подготовительная группы). - М.: ВАКО, 2005. -176 с. - (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем). Подробнее.