You are here
Главная » УшуУшу
Наталья для http://www.fizkult-ura.ru
Ушу — одна из известнейших восточных систем психофизического совершенствования. В большей мере она известна как система, обучающая воинскому искусству — ведения боя и самообороны. В значительной мере такое определение ушу связано с художественным представлением в различных кино - и телефильмах и некоторыми сведениями о том, что ушу зародилось в древние времена как система самообороны монахов и сельских жителей.
Вероятно эта информация имеет основания. Однако в аспекте рассматриваемых вопросов следует подчеркнуть, что ушу несет в себе и оздоровительную функцию.
Во-первых, она вбирает в себя многие каноны оздоровительных систем; во-вторых, имея в виду даже обучение воинскому искусству, следует признать оздоровительно—развивающее значение применяемых в ушу комплексов; в-третьих, эта система достаточно четко отделяет адресность тех или иных комплексов тем, кому нужно стать воином или «оборонцем», и тем, кому нужно развивать и сохранять здоровье.
Методика упражнений в ушу основана на координации работы сознания и дыхания в процессе действий динамического и статического характера. Важной особенностью выполнения всех действий являются замедления и активные расслабления, не допускающие и излишнего напряжения и, в то же время, вялости действий. Это достигается способностью регулировать различные внутренние процессы в организме, равномерным распределением нагрузки на все группы мышц и активной релаксацией.
В подборе оздоровительных упражнений требования ушу сводятся к следующему:
1) основу оздоровительного ушу должны составлять движения национальной школы тай-цзы-цюань;
2) занятия проводятся на естественных площадках и без специального оборудования;
3) комплексы из простейших видов упражнений выполняются 4—6 минут;
4) движения последовательно усложняются.
Комплексы предполагают стандартную последовательность упражнений и именуются по количеству входящих в них фрагментов: «24», «48», «68» и т. п.
Среди характерных признаков таких комплексов упражнений оздоровительного ушу можно выделить следующие:
- характер действий: плавность и закругленность движений, их малая и средняя амплитуда;
- режим действия: на фоне относительно медленного темпа, равномерность и непрерывность действий;
- рабочие позы: прямое, вертикальное положение туловища и головы;
- сопровождающие условия: расслабленность, мысленное сопровождение движения и зрительный контроль за движением рук; равномерное, нефорсированное дыхание;
- условия обеспечения занятия: соблюдение относительной тишины, ограничение внешних раздражителей, вплоть до полного их исключения, внутреннее спокойствие, сосредоточенность.
Такие требования к организации занятий ушу и выполнению упражнений определяют и соответствующие методические правила:
1) строгая очередность движений в комплексе;
2) постижение «смысла» каждого упражнения и их конкретная адресация;
3) доступность комплекса для любого пола и возраста;
4) глубокая вера в пользу упражнения как мотивационная основа занятия;
5) доведение степени владения упражнением до автоматизма навыков при безошибочном их выполнении;
6) постоянное совершенствование мастерства, подразумевающее последовательный переход ко все более сложным комплексам.
При этом эффективным способом разучивания комплексов считается дробление их на отдельные упражнения или части, которые могут состоять из 3—8 упражнений, но с обязательным последующим объединением их.
Этапы обучения упражнениям в ушу в целом сходны с общепринятыми в физическом воспитании: первый этап предусматривает освоение внешних форм и последовательности движений одного комплекса; второй этап — уточнение деталей и стилистики движений, соединение отдельных фрагментов в целостную комбинацию, выбор индивидуального темпа движения и постановка соответствующего дыхания; третий — автоматизация и гармонизация движений, объединение внешних форм двигательного выражения с внутренним содержанием (осмысление движений), управление психическим и физическим состояниями.
Основной эффект воздействия упражнений ушу на организм занимающегося — общеразвивающий (возбуждающий) или оздоровительный (успокаивающий). Помимо такого общего воздействия возможен частный лечебный или профилактический эффект, поскольку считается, что физическое воздействие через возбуждение нервно-эндокринных центров влияет на состояние различных функциональных систем.
Перечисленные характерные признаки ушу дают основание рекомендовать ее элементы для занятий в домашних условиях и различных индивидуально-групповых формах.
Помимо оздоровительного направления ушу, в Китае популярно его спортивное направление. Выполнение комплексов упражнений производится в соответствии с определенными правилами соревнований, согласно которым оцениваются качество, трудность и содержание выполненных упражнений.
Соревнования разделяются на индивидуальные, в парах и тройках.
Упражнения могут выполняться без предметов и с предметами: палкой, мечом, цепью и др. Групповые упражнения напоминают виды единоборств или схватку с соперником, а основу их составляют приемы нападения и защиты.
Зрительно такие поединки воспринимаются как серии быстрых и точных телодвижений с короткой остановкой между сериями в той или иной позе. Глубокие выпады и приседания чередуются с движениями ударного и махового характера. Начало и окончание поединка имеют соответствующее ритуальное оформление.
Классификация спортивного ушу имеет пять разрядов. В соревнованиях могут участвовать как мужчины, так и женщины, но смешанные поединки исключены.
Соревнования проводятся по многоборью, включающему шесть видов упражнений: два упражнения различных стилей ушу, три упражнения с предметами и одно — поединок с соперником.
В целом спортивное ушу считается не травмоопасным видом. Оно привлекает массы занимающихся своей эмоциональностью, доступностью и, конечно, демонстрацией ловкости. Тем не менее, для овладения высоким мастерством в спортивном ушу требуется многолетняя подготовка под руководством специалиста и высокоинтенсивные тренировки с соблюдением многих специфических условий и правил.
В массовом же применении, как показывает история, ушу является эффективным средством психофизического совершенствования.
Список использованной литературы:
- Менхин Ю.В., Менхин А.В. Оздоровительная гимнастика: теория и методика. Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 384 с. Подробнее.
- версия для печати
- 26743 просмотра