Этапы обучения в тренировочном процессе

версия для печативерсия для печати
Этапы обучения в нашем тренировочном процессе

Опубликовано
Красникова Наталья
http://www.fizkult-ura.ru

На первом, оздоровительном этапе тренировочного процесса, продолжительностью в 3,5 месяца, будет изучено 7 комплексов упражнений, каждый из которых, включает по 12 упражнений на все основные мышечные группы организма. Каждый комплекс упражнений рассчитан на 2 недели, при 3-х разовых тренировках в неделю, всего 6 тренировок.

Эти две недели изучения конкретного комплекса упражнений поделены на этапы обучения, в соответствии с требованиями Российской, классической системой образования в сфере физической культуры. Каждому этапу обучения посвящено 2 тренировки. Все этапы обучения делятся на 3 составляющих. Первый этап обучения – ознакомления, второй этап обучения – разучивание, третий этап обучения – совершенствования.

Вот как описывают этапы обучения Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. в учебном пособии «Теория и методика физического воспитания и спорта».

1. Этап начального разучивания. Цель – сформировать у ученика основы техники изучаемого движения и добиться его выполнения в общих чертах. Основные задачи. 1. Сформировать смысловое и зрительное представления о двигательном действии и способе его выполнения. 2. Создать двигательные представления по основным опорным точкам (элементам действия) путем освоения подводящих упражнений или структурных элементов изучаемого действия. 3. Добиться целостного выполнения двигательного действия в общих чертах (на уровне первоначального умения). 4. Предупредить или устранить значительные искажения в технике двигательного действия. Решение этих задач осуществляется поочередно.

Освоение действия может протекать без ошибок и с появлением ошибок. На этапе начального разучивания наиболее типичны (т.е. имеющие массовый характер) следующие двигательные ошибки: а) лишние, ненужные движения; б) искажение движения по амплитуде и направлению; в) нарушение ритма двигательного действия; г) закрепощенность движения.

Причинами ошибок могут быть: недостаточно ясное представление о двигательной задаче; неправильное выполнение предыдущих действий; слабое развитие координационных способностей, точности и других двигательных качеств; влияние конкурирующих навыков, боязнь, невнимательность, неуверенность, повышенная возбудимость занимающихся, состояние утомления и др.

Основной путь исправления ошибок: необходимо указать на ошибку, показать правильное исполнение и предоставить ученику дополнительные попытки овладеть правильным способом выполнения. Если это не дало результата, следует вернуться к подводящим упражнениям, использовать коррегирующие (в частности, контрастные) задания.

2. Этап углубленного разучивания. Цель – сформировать полноценное двигательное умение. Основные задачи. 1. Уточнить действие во всех основных опорных точках как в основе, так и в деталях техники. 2. Добиться целостного выполнения двигательного действия на основе сознательного контроля пространственных, временных и динамических характеристик техники. 3. Устранить мелкие ошибки в технике, особенно в ее основном звене. Данные задачи могут решаться параллельно, т.е. одновременно.

3. Этап закрепления и дальнейшего совершенствования. Цель – двигательное умение перевести в навык, обладающий возможностью его целевого использования. Основные задачи. 1. Добиться стабильности и автоматизма выполнения двигательного действия. 2. Довести до необходимой степени совершенства индивидуальные черты техники. 3. Добиться выполнения двигательного действия и соответствии с требованиями его практического использования (максимальные усилия и скорости, экономичность, точность, рациональный ритм и т.д.) 4. Обеспечить вариативное использование действия в зависимости от конкретных практических обстоятельств. Эти задачи могут решаться как одновременно, так и последовательно, так как все они тесно взаимосвязаны. На этом этапе увеличивается количество повторений в обычных и новых, непривычных условиях, что позволяет вырабатывать гибкий навык.

Этапы обучения в нашем тренировочном процессе
I. Этап. Ознакомление.
1. Тренировка – это ознакомление с комплексом упражнений.
2. Тренировка – это целостное выполнение упражнений.

II. Этап. Разучивание.
3. Тренировка – это качественное выполнение упражнений.
4. Тренировка – это свободное выполнение упражнений.

III. Этап. Совершенствование.
5. Тренировка – это выполнение упражнений в усложнённых условиях.
6. Тренировка – это привыкание к усложнённой технике упражнений.

Список использованной литературы: Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 480 с.