Согласование движений в брассе

версия для печативерсия для печати
Плавание брассом

Опубликовала:
Наташка для http://www.fizkult-ura.ru

Теперь, на последующих шести-двенадцати занятиях, изучаем согласование движений рук, ног и дыхания. Чтобы плыть брассом быстро, недостаточно только изучить, а затем просто соединить продвижение от движений ногами с продвижением от движений руками. Нужно так скоординировать эти два различных движения, чтобы одно не ослабляло, а усиливало другое. Первыми начинают грести руки.

Только после этого подтягиваются ноги. Голова приподнимается вверх так, чтобы рот оказался над водой и можно было бы свободно сделать вдох. К тому моменту, когда ноги закончат свое подготовительное движение и будут подтянуты, руки, закончив гребок, начинают вытягиваться вперед. Далее следует отталкивание ногами от слоя воды, которое обеспечивает длинное свободное скольжение. Руки на протяжении всего отталкивания ногами выходят вперед и во время скольжения остаются вытянутыми. В это время выполняется выдох - через рот и нос, длинно, свободно и, главное, непрерывно. Не исключено, что к этому моменту плечи и голова несколько опустятся вниз, лицо окажется в воде, а рот и нос покроет гребень волны. Не следует пугаться! Нужно сделать энергичный выдох, чтобы пузырьками выдыхаемого воздуха сбить набегающую воду.

Вы, наверное, заметили, что совмещение движений рук и ног и длительная пауза во время скольжения, конечно же, заметно снижают скорость и уменьшают темп. Но зато такая учебная форма брасса быстрее осваивается. Впоследствии в процессе совершенствования техники пауза будет сокращаться и скольжение уменьшится.

Предлагаем ниже упражнения для овладения согласованием движений.
Упражнения на суше:

  • в положении стоя, вытянув руки вперед, перенести центр тяжести на одну ногу, освободив вторую. Сделать «гребок» руками. Как только он закончится, подтянуть ногу, отведя колено в сторону. Затем отвести голень, развернуть стопу. Возвращая руки в исходное положение, сделать через сторону к середине «захватывающее» движение ногой;
  • Обучение плаванию брассом

  • повторить предыдущее упражнение более слитно. Для этого начинать медленно «гребок» руками. Вслед за разведением рук сразу же начать подтягивать ногу и дальше, не останавливаясь, продолжить движения руками и ногами. К тому моменту, когда руки, окончив «гребок», начинают выводиться вперед, нога, имитирующая движение, заканчивает подтягивание, стопа разворачивается носком на себя, голень через сторону к середине и вниз выполняет «отталкивание»;
  • повторить все предыдущее упражнение, но после разведения сделать вдох через рот. Повторить несколько раз медленно, не увеличивая темпа.

Не нужно «зазубривать» всю эту сложную координацию. Главное в занятиях на суше - понять сущность согласования движений, составить правильное представление об их последовательности.

Упражнения в воде:

  • оттолкнуться от дна водоема или стены бассейна и скользить вдоль поверхности воды с опущенным вниз лицом. Задержать дыхание. Подхватить продвижение от скольжения гребком руками и тут же присоединить ноги;
  • повторить несколько раз предыдущее упражнение, выполняя ряд движений одно за другим;
  • после нескольких движений без дыхания, когда обучающийся почувствует, что плывет по поверхности воды, поднять лицо и начать дышать, согласуя вдох с гребком руками. Контролировать дыхание, подчиняя его гребковым движениям руками. Не нужно думать о движении ног. Подготовительные и толчковые движения ими стараться выполнять автоматически. При изучении такого трудного упражнения, каким является согласование движений рук, ног и дыхания, для того, чтобы легче держаться на воде, можно применить плавательный поплавок. Он продается в спортивных магазинах. Нетрудно сделать его и самим из пенопласта. Можно в качестве поплавка использовать резиновую надувную подушку. Поплавок прикрепляется таким образом, чтобы тело пловца лежало высоко у поверхности воды. Такие поддерживающие средства можно применять и в других упражнениях. Использование поддерживающих средств в занятиях не должно быть постоянным (большую часть обучения надо обходиться без них). Иначе у занимающегося образуется привычка плавать только с поддерживающими средствами, а не самостоятельно.

Список использованной литературы:

  1. Фарафонов М.С. Плавание брассом. — М.: Физкультура и спорт, 1980.— 64 с. Подробнее.