Способность к максимальным напряжениям лыжников

версия для печативерсия для печати
Опубликовано
Наташка
http://www.fizkult-ura.ru

akhatova.jpg

Способность к максимальным напряжениям является проявлением волевых возможностей лыжников-гонщиков и во многом определяет конечный спортивный результат. Однако не всегда возможности лыжника проявляются в полной мере в обычных условиях тренировки или на малоответственных соревнованиях. Мощным стимулом для проявления максимальных волевых качеств может стать постановка высокой цели, вполне выполнимой при концентрации физических и волевых возможностей. Как правило, это возникает при большой ответственности перед коллективом, в конкретных соревнованиях или когда победа дает возможность спортсмену попасть на крупные соревнования (первенство страны, международные соревнования и т.д.) или в состав сборной команды (области, страны), не говоря уже о победе на крупных международных турнирах, где спортсмены мобилизуют все свои возможности.


Одним из важнейших способов воспитания способности к максимальным напряжениям
является убеждение лыжника в том, что у него есть возможности в значительном увеличении его личных результатов. Наглядный пример - достижения его товарищей по группе, секций и команде и многих других спортсменов, которые при систематической тренировке могут максимально мобилизовать свои возможности для победы, - помогают спортсмену поверить и в свои способности. Это способствует воспитанию и других качеств - повышает требовательность к себе, тренировочную дисциплину и т.д.

Участие в ответственных, хорошо организованных соревнованиях, при доброжелательной поддержке зрителей вызывает у спортсмена большой эмоциональный подъем, позволяет сконцентрировать все свои усилия на предстоящей борьбе и добиться желаемой победы. Можно использовать и методы тренировки, которые требуют максимальной концентрации усилий. Повторное прохождение отрезков с общего старта, когда спортсменам приходится бороться с соперником, идущим в непосредственной близости, способствует воспитанию волевых качеств. То же и при раздельном старте, когда ставится задача не просто пройти отрезок, а обязательно догнать впереди идущего товарища. С этой же целью возможны совместные тренировки менее подготовленных лыжников с сильнейшими спортсменами (но в одной возрастной группе). Здесь используются различные упражнения с разнообразными «гандикапами», когда одному (слабейшему) лыжнику заранее дается преимущество в несколько метров или секунд (в зависимости от длины отрезка и разницы в подготовленности). На финише отрезка выявляется победитель независимо от данного на старте преимущества. Такой соревновательный метод способствует воспитанию волевых качеств. Все это проходит непосредственно в соприкосновении с конкретным соперником, идущим рядом или чуть впереди, что резко повышает накал борьбы. Однако следует помнить, что у новичков и слабо подготовленных лыжников постоянные максимальные усилия могут привести к нервному перенапряжению. В тренировке юных лыжников максимальные по интенсивности нагрузки должны сочетаться с умеренными. На каждом занятии нагрузка по объему и интенсивности должна соответствовать возможностям организма юных лыжников на данном уровне тренированности.

Список использованной литературы:

  1. Бутин И.М. Лыжный спорт: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 368 с. Подробнее