Подготовка инструктора фитнесса по использованию музыки на занятиях

версия для печативерсия для печати
Педагогические аспекты подготовки инструктора фитнеса по использованию музыкального сопровождения занятий

Подготовка инструктора фитнесса

Авторы:
Е.Г. Сайкина, Ю.В. Смирнова
РГПУ им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург

В связи с существенным снижением уровня физического здоровья населения России и возрастанием психологических нагрузок, обусловленных рядом политических, экономических и экологических причин, особую актуальность приобретает совершенствование традиционно существующих и создание новых эффективных средств и методов в физической культуре, повышающих резервные возможности организма и психики человека.

Хорошо известно, что музыка неразрывно связана с физической культурой на протяжении тысячелетий и тесно связана с её средством - физическими упражнениями.

Музыка является сложным и многогранным инструментом воздействия на человеческий организм и психику.

С.В. Шушарджан в книге «Музыкотерапия и резервы человеческого организма» (1998) указывает, что ещё корифеи античной цивилизации Пифагор, Аристотель, Платон обращали внимание современников на её целебную силу воздействия, которая, по их мнению, устанавливает пропорциональный порядок и гармонию во всей Вселенной, в том числе и нарушенную гармонию в человеческом теле. Выдающийся врач Авиценна лечил музыкой больных нервными и психическими заболеваниями.

В Европе впервые стал вводить музыкотерапию в психиатрические учреждения французский психиатр Эскироль в начале XIX века.

Характерно, что до этого периода применение музыки в целях оздоровления носило преимущественно эмпирический характер. Первые научные работы, исследующие механизм воздействия музыки на человека, как указывает Л.С. Брусиловский (1988), появились в конце XIX – начале XX века.

В связи со столь значительными целительными возможностями музыки возникают перспективы её специализированного использования в целях оптимизации оздоровительного воздействия на занимающихся в физической культуре.

На сегодняшний день в России получил широкое распространение фитнесс, органично соединивший наиболее ценный опыт отечественной и зарубежной оздоровительной физической культуры, новые виды занятий физическими упражнений и современные технологии их применения. При этом практически все направления фитнесса тесно связаны с музыкой.

Проанализировав содержание восемнадцати Международных и Региональных фитнес-конвенций, прошедших в г. Москве и г. Санкт-Петербурге за последние 8 лет, на которых было представлено 911 мастер-классов по разным направлениям фитнесса, выявлено, что музыкальное сопровождение использовалось в 100% мастер-классов, которые были представлены отечественными и зарубежными презентёрами.

Музыка выполняла роль звуколидера, то есть задавала темп выполнения упражнений, стиль, образ в 64,7% занятий. К ним относятся, первую очередь, все направления танцевальной аэробики, аква-аэробика и т.д.

В других мастер-классах музыкальные произведения призваны выполнять функцию психологического воздействия, способствовать концентрации сознания занимающихся на выполняемых двигательных действиях, дыхании. Эти виды занятий заняли на конвенциях 8,9%. В их основе лежит идея единение духовного и телесного начал человека. К ним можно отнести йогу, Пилатес, гирокинезис, восточные оздоровительные виды и др.

В 26,4% мастер-классов, содержание которых составили в основном силовые уроки (памп-аэробика, занятия на тренажёрах и т.д.), музыка использовалась в большей мере для создания благоприятного эмоционального фона.

Однако необходимо отметить, что при столь широком практическом применении музыкального сопровождения, как показал анализ содержания лекционного материала указанных фитнес-конвенций, а также программ подготовки инструкторов по фитнессу, изучение механизмов воздействия музыки на психофизиологическое состояние человека в них не было включено.

На сегодняшний день при подготовке специалистов в области физической культуры основными критериями правильного выбора музыки для занятий является соответствие: возрастным и психологическим особенностям занимающихся, стилю и структуре музыкального произведения выполняемым двигательным действиям и эмоциональной привлекательности, предпочтений для того или иного контингента занимающихся.

На основании изучения данных научно-методической литературы, можно предполагать, что органичное соединение в фитнессе новых оздоровительных технологий и специального подбора музыкального сопровождения занятий с учётом необходимого воздействия на психофизиологическое состояние человека могло бы способствовать более эффективному решению задач оздоровления организма и психики занимающихся, особенно в тех направлениях фитнеса, где музыка играет роль психолидера.

Однако это является довольно трудной задачей и требует специальной подготовки инструкторов по фитнессу в этом направлении. Наиболее широко механизмы влияния музыки на человека изучены в музыкальной терапии, что позволяет предполагать целесообразность интеграции её средств и методов в практику физической культуры, и, в частности, фитнесса.

Для решения данной задачи нами была разработана программа для обучения инструкторов по фитнесу “Методика подбора музыкального сопровождения занятий фитнесом”.

Она включает знания по следующим разделам:
История становления музыкотерапии. Возникновение музыки. Использование музыки в целях оздоровления психического и физического здоровья человека с древнейших времён до наших дней. Современное состояние проблемы.

Возможности применения музыкальной терапии в физкультурно-оздоровительной деятельности. Характеристика. Цели и задачи. Основные понятия. Содержание.

Психофизиологические механизмы воздействия средств музыкальной выразительности. Воздействие ритмов на подсознание и изменения в физиологических процессах (учащение-урежение сердцебиения, изменения активности коры головного мозга, гормональные изменения, изменения в обмене веществ и т.д.). Темповые характеристики музыкального произведения и их влияние на организм и психику человека.

Зависимость эффективности воздействия на занимающихся от тембров музыки и их сочетаний. Ладотональная музыкальная палитра и её влияние на психоэмоциональное состояние человека. Музыкальные формы (одночастная, двухчастная, трёхчастная, вариации и т. д.).

Музыкальные стили и их использование в физкультурно-оздоровительных занятиях.

Музыкальные стили: классика, фольклор (русский и народов мира), ритуальная музыка, современные направления - джаз, рок-н-ролл, фанк, хип-хоп, поп-музыка, диско, рок и т. д.) и их применение на занятиях фитнессом.

Методика подбора музыкального сопровождения занятий фитнессом в зависимости от поставленных оздоровительных задач. Постановка цели воздействия и частных задач. Подбор музыкального произведения. Определение его характеристик и возможности применения для решения тех или иных задач (снятие нервного напряжения, преодоление повышенной утомляемости, повышение работоспособности, повышение настроения и эмоциональности на занятии, воздействие на нервную, эндокринную, сердечно-сосудистую, дыхательную, мочеполовую системы, желудочно-кишечный тракт).

Комплексное использование музыки в разных стилях и средств музыкальной выразительности (ритм, темп, лад, динамические оттенки, тембр) в структуре занятия. Технологии составления музыкальных программ.

Формы контроля при занятиях с использованием средств и методов музыкальной терапии. Педагогическое наблюдение. Тестирование психологических параметров и физических параметров. Применение аппаратурных методов исследования.

Комплексное воздействие музыки и движения. Медицинские, моторные, психологические, социальные, культурологические аспекты.

Таким образом, можно предполагать, что разработанная программа «Методика подбора музыкального сопровождения занятий фитнесом», содержащая специальные знания по методике подбора музыкального сопровождения с учётом его воздействия на психофизиологическое состояние занимающихся будет способствовать повышению эффективности профессиональной деятельности будущих инструкторов по фитнессу.

Литература:

  1. Брусиловский, Л.С. Музыкотерапия: Руководство по психотерапии /Л.С. Брусиловский, под ред. В.Е. Рожнова. – М., 1988.- 204 с.
  2. Гладков, Б.В. Теоретические и экспериментальные исследования шкалы натурального музыкального звукоряда. Научный доклад по опубликованным работам, представленный на соискание учёной степени кандидата технических наук. Защита состоялась в Санкт-Петербургском институте точной механики и оптики (Техническом университете) 17 октября 1995 г.
  3. Дубровин, Д.А. Методологические подходы к психофизиологическому обоснованию возможностей коррекции эмоциональных расстройств динамическим полем звуковых волн в режиме сверх медленных физиологических процессов /Д.А. Дубровин //Физиология человека, 1994. - №4. - С. 29.
  4. Ремизов, А.Н. Медицинская и биологическая физика: учеб. для вузов/ А.Н. Ремизов, А.Г. Максина, А.Я. Потапенко.- 5-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2004.- 560 с.: ил.
  5. Шушарджан, С.В. Музыкотерапия и резервы человеческого организма / С.В. Шушарджан.- М., 1998. - 363 с.

Материал опубликован в журнале: Учёные записки университета им. П.Ф. Лесгафта.- 2007.- № 5 (27).- С. 87 – 90.