Действия игроков обороны при атаке соперника

версия для печативерсия для печати
Опубликовано
Наталья
http://www.fizkult-ura.ru

Действия игроков обороны при атаке соперника

В современной игре характерной чертой обороны является наличие одиночного и группового (двойного или тройного) блока как первого эшелона обороны. В групповом блоке всегда выделяется основной блокирующий, задачей которого является нейтрализация «сильного» направления атаки. Основным блокирующим может быть:

  • центральный игрок обороны (зоны 3), который может переме¬щаться из центра на край сетки (соответственно в зоны 2 и 4) в случае атаки из этих зон;
  • один из крайних игроков обороны (зон 2 или 4), отвечающих за нейтрализацию атаки «своих» нападающих игроков соперника (соот¬ветственно зон 4 и 2 площадки соперника).

Вспомогательный блокирующий обеспечивает нейтрализацию нападающих ударов соперника «с переводом» (вправо или влево) и помощь основному блокирующему при нейтрализации ударов в основном направлении.

Варианты действий игроков обороны

При взаимодействии двух блокирующих игроков (БЛ.БЛ.) основной блокирующий действует, как при одиночном блоке. Вспомогательный блокирующий в начальном расположении (зоны 2) (рис. 31,А) согласует свои действия с передающим игроком и траекторией полета мяча с целью определения места атаки, затем переключает внимание на действие основного блокирующего, согласуя уже с ним свои действия, как то:

  • перемещается к месту атаки, выбранному основным блокирую¬щим;
  • прыжок на блок осуществляет несколько позже основного блоки¬рующего, ориентируясь на момент его взлета;

подставляет ладони рук к рукам блокирующего, концентрируя свое внимание именно на этом движении, при этом, если ладони основного блокирующего располагаются перпендикулярно направлению удара, ладони вспомогательного блокирующего закрывают направление перевода, одна из ладоней (ближняя к краю сетки) ставится под утлом с тем, чтобы исключить атакующему возможность выиграть ситуацию ударом «блок-аут».

При блоке «уступом» один из блокирующих игроков (центральный или крайний) располагается вблизи сетки, другой — на расстоянии до 1 м от нее. Стоящий около сетки игрок (обычно это основной блокирующий) обеспечивает противодействие атаке нападающего соперника первой очереди. Стоящий игрок несколько дальше от сетки не мешает другому игроку перемещаться вдоль нее для организации блока.

Если основным блокирующим является крайний игрок — например зоны 2 (рис. 31. Б), то он перемещается к месту атаки и закрывает направление удара «по ходу», при этом, справа от него остается открытый для удара «с переводом вправо» часть зоны 1, т.к. вспомогательный игрок зоны 3 пристраивает ладони к ладоням основного блокирующего слева от него, закрывая направление удара «с переводом вправо». Отсюда, в открытой для удара зоне целесообразно располагать игрока, принимающего мяч при возможном нападающем ударе «с переводом».

При взаимодействии блокирующего и принимающего (БЛ.ПР.) в начальном расположении игроки занимают свои места в зонах (в нашем примере — блокирующий в зоне 3, принимающий в зоне 5) блокирующий игрок действует как при одиночном блоке. Принимающий игрок:

  • наблюдает за передающим игроком команды соперника и траекторией полета мяча при второй передаче для определения места атаки;
  • переключает свое внимание на блокирующего и согласует свои действия с ним: так, после прыжка блокирующего и постановки им блока, принимающий игрок выходит «из-за блока» (т.е. зоны закрытия блоком площадки) (рис. 31.В) с тем, чтобы видеть действия нападающего игрока команды соперника;
  • в дальнейшем действует как при приеме мяча от нападающего удара (описано ранее). Лидером взаимодействия здесь является блокирующий игрок.

При взаимодействии блокирующего и страхующего (БЛ.СТ.) игроки в начальном расположении занимают свои места в зонах (в нашем примере:
блокирующий в зоне 3, страхующий в зоне 1). Блокирующий игрок действует, как при одиночном блоке. Страхующий игрок:

  • наблюдает за передающим игроком команды соперника и траекторией полета мяча при второй передаче для определения места атаки;
  • переключает внимание на блокирующего и согласует свои действия с ним: так после прыжка блокирующего и постановки им блока, страхующий игрок перемещается «за блок» (т.е. в зону закрытия блоком) (рис. 31. Г) с тем, чтобы исключить возможность попадания атакующим в него мячом и обеспечить, в свою очередь, прием обманных ударов «за блок». Лидером взаимодействия здесь является блокирующий игрок.

При взаимодействии трех блокирующих (БЛ.БЛ.БЛ.) в начальном расположении игроки занимают свои места в зонах (в нашем примере — основной блокирующий в зоне 3, вспомогательные — в зонах 2, 4). Основной блокирующий действует, как при одиночном блоке (описано ранее). Справа и слева от него вспомогательные блокирующие, определив места атаки и согласовав свои действия с действиями основного блокирующего, перемещаются к месту атаки и прыгают на блок, подставляя свои ладони к ладоням основного блокирующего (рис. 31,Д).

При взаимодействии двух блокирующих, принимающего игрока (БЛ.БЛ.ПР.) и страхующего (БЛ.БЛ.СТ.) в обоих случаях в начальном расположении игроки занимают свои места в своих зонах (в нашем примере — основной блокирующий в зоне 3, вспомогательный блокирующий в зоне 2, принимающий во взаимодействии БЛ.БЛ.ПР. в зоне 5, страхующий во взаимодействии БЛ.БЛ.СТ. в зоне 1) (рис. 31, Ж,Е). Основной и вспомогательный блокирующие игроки в обоих взаимодействиях действуют как в двойном блоке. Принимающий во взаимодействии БЛ.БЛ.ПР. действует, как во взаимодействии блокирующего и принимающего, согласуя свои действия с основным блокирующим. Страхующий игрок во взаимодействии БЛ.БЛ.СТ. действует аналогично взаимодействию пары игроков — блокирующего и страхующего, согласуя свои действия также с основным блокирующим игроком. Таким образом, при взаимодействии трех игроков выделяются по две пары в каждом из них: в одном — основной блокирующий — вспомогательный блокирующий, основной блокирующий — принимающий; в другом — основной блокирующий вспомогательный блокирующий, основной блокирующий — страхующий игрок.

Тройной блок

Во взаимодействии при одном блокирующем и двух принимающих (БЛ.ПР.ПР.), двух страхующих (БЛ.СТ.СТ.), одним принимающим и одним страхующим (БЛ.ПР.СТ.) игроками во всех случаях в начальном расположении игроки занимают свои места в своих зонах (в нашем примере — основной блокирующий в зоне 3, принимающие игроки в зонах 5 и б, страхующий в зонах 1 и 4) (рис. 31.3 и Ж). Блокирующий игрок во всех взаимодействиях действует как при одиночном блоке (описано ранее). Во взаимодействии БЛ.БЛ.ПР. каждый из принимающих действует самостоятельно, согласуя свои действия с блокирующим игроком: так, после его прыжка на блок каждый из них выходит «из-за блока» с тем, чтобы видеть действия нападающего игрока команды соперника; в дальнейшем каждый из них действует как при приеме мяча от нападающего удара. Во взаимодействии БЛ.СТ.СТ. каждый из страхующих игроков действует самостоятельно, согласуя свои действия с блокирующим игроком — после его прыжка на блок один из них перемещается в зону закрытия блоком («за блок»), другой — может располагаться в не такой зоны, выполняя при этом, обязанности как страхующего, так и принимающего игрока. В дальнейшем каждый из них действует как при страховке блока. Во взаимодействии БЛ.ПР.СТ. принимающий игрок действует как в паре блокирующий — принимающий, а страхующий игрок — как в паре блокирующий — страхующий.

Взаимодействие БЛ.ПР.СТ. включает две пары игроков: блокирующий — принимающий, блокирующий — страхующий.

В групповом тактическом построении при четырех игроках в качестве ключевого приема можно рассмотреть взаимодействия двух блокирующих, одного принимающего и одного страхующего (БЛ.БЛ.ПР.СТ.). В начальном расположении игроки занимают места в своих зонах (в нашем примере основной блокирующий в зоне 2, вспомогательный блокирующий в зоне 3, принимающий в зоне 1, страхующий в зоне 6) (рис. 31, Л). Основной и вспомогательный блокирующие действуют, как при двойном блоке (описано ранее), но в связи со смещением игрока зоны 2 на блок к зоне 3 остается для удара открытой некоторая часть площадки в зоне 1. Принимающий игрок располагается в этой части зоны, с тем чтобы видеть действия нападающего игрока команды соперника и в дальнейшем действуя, как при приеме нападающего удара (описано ранее). Страхующий игрок, согласуя свои действия с основным блокирующим, перемещается на переднюю линию «за блок» и обеспечивает прием мяча от обманных ударов. Таким образом, взаимодействия игроков в данном тактическом построении также можно представить в виде деятельности нескольких пар, как то: основной блокирующий — вспомогательный блокирующий, основной блокирующий — принимающий, основной блокирующий — страхующий.

Групповые тактические действия в волейболе

Групповые тактические построения при пяти игроках также формируются из парных сочетаний деятельности игроков. Так, во взаимодействии БЛ.БЛ.ПР.ПР.СТ. (рис. 31, М) можно выделить следующие пары:
основной блокирующий — вспомогательный блокирующий; основной блокирующий — принимающий (например, в зоне 5), основной блокирующий — принимающий (например, в зоне 4), основной блокирующий — страхующий (например, игрок зоны 6) игроки.
Начальное расположение игроков при приеме мяча, отскочившего от блока соперника при собственном нападающем ударе (страховка нападения) определяется общими закономерностями отскока мяча при ударе о руки блокирующих. Так, при собственном нападении в зоне 4 принимающие при наличии двух игроков расположены в зонах 3 и 5; при наличии 3 игроков — в зонах 3, 5, 2. и т.д. Здесь возможны и другие варианты. Все игроки в этом случае действуют в своих зонах, лидером взаимодействия здесь является нападающий игрок, с ним согласуют свои действия страхующие игроки, используя некоторые признаки такого согласования: разбег и направление удара нападающего игрока, особенности блока соперника, зона атаки и т.д. При наличии одного игрока на страховке он располагается и действует в зоне 3 рядом с атакующим игроком.

Список использованной литературы:

  1. Волейбол: Учебник для высших учебных заведений физической культуры. Под редакцией Беляева А.В., Савина М.В., — М.: «Физкультура, образование, наука», 2000. — 368 с. Подробнее.