Дидактические принципы обучения в синхронном плавании

Опубликовано
Наташка
http://www.fizkult-ura.ru

Синхронное плавание

Успешность обучения в синхронном плавании во многом зависит от соблюдения дидактических принципов советской педагогики: сознательности, активности, наглядности, систематичности, доступности, прочности.

Принцип сознательности предусматривает построение процесса обучения, при котором учащиеся ясно представляют его задачи и конечную цель. Осваивая новые упражнения или фигуры, они не должны механически копировать увиденное движение или элемент, исполненные другими спортсменами, а творчески, сознательно подойти к его изучению, учитывая при этом свои возможности и перспективы, а также возможные неудачи.

Принцип активности тесно связан с принципом сознательности, потому что только на основе сознательности может проявляться настоящая активность. Учащимся необходимо давать широкие возможности для самостоятельной творческой деятельности.

Следует иметь в виду личную заинтересованность учащегося в своей деятельности. Нужно, чтобы спортсмен самостоятельно, без какого-либо принуждения со стороны преподавателя, а только под его руководством, активно стремился приобрести знания, умения и навыки в избранном виде деятельности.

Занятия, проходящие эмоционально, интересно для учащихся, способствуют повышению их активности, устранению неуверенности в себе и страха перед новыми элементами или действиями в необычной среде.

Активность учащихся лучше всего проявляется в форме групповых занятий. В этом случае каждый член команды будет рассматривать свои действия в целом, в том числе успехи и неудачи всей группы. Однако и здесь должен соблюдаться индивидуальный подход к каждому спортсмену.

Принцип наглядности. Использование этого принципа в первоначальном обучении особенно важно, так как создание правильного представления о новой форме, о новой фигуре возможно только с помощью показа. Показ фигуры, сопровождаемый четким доступным разъяснением, способствует быстрейшему пониманию сути того или иного движения или упражнения и воспроизведению его с наименьшим количеством ошибок.

Создание представления о будущем действии достигается не только живым показом и емким образным разъяснением, но также использованием различных наглядных пособий, в частности рисунков, таблиц, схем, фотографий, кинокольцовок, видеомагнитофонных записей и т. д.

Принцип систематичности. Вся информация о новом упражнении или действии должна подаваться последовательно и непрерывно, в соответствии с четко продуманной и обоснованной системой, строго соблюдая изложение материала от простого — к сложному, от известного — к неизвестному, от легких действий — к более трудным. Это значит, что учащиеся обучаются вначале вспомогательным, а потом основным упражнениям, при постоянном возрастании нагрузок и с использованием новых и разнообразных упражнений. Кроме того, необходимо следить за непрерывностью процесса обучения. В случае нарушения регулярности создаются затруднения для своевременного закрепления и упрочнения функциональных изменений, происшедших в организме.

Принцип доступности. Следует постоянно заботиться, чтобы содержание материала и методы его изложения всегда соответствовали возможностям обучающихся на данном этапе (т. е. задания должны быть доступными).
Но это вовсе не значит, что задания обязательно будут чрезмерно легкими. Выполнение задач должно соответствовать подготовленности учащихся и быть связано с проявлением определенных усилий. Если упражнения будут легкими, интерес к ним может пропасть. Следует чередовать в каждом уроке легкие и более сложные, но посильные упражнения, разнообразить материал для того, чтобы учащиеся видели результаты своего труда и всегда стремились узнавать что-то новое.

Принцип прочности. В соответствии с этим принципом приобретенные знания, умения и навыки должны быть прочно усвоены учащимися. Этому способствует многократное повторение новых упражнений в различных условиях работы. При повторении упражнений в технику исполнения вносятся различные поправки и уточнения — для того чтобы в последующих попытках можно было выполнить эти упражнения значительно лучше.

Двигательные навыки совершенствуются в более сложных условиях выполнения и доводятся до высокой степени совершенства. Оставляется и закрепляется только самое необходимое, проверенное и имеющее практическую ценность и целесообразность. При повторном выполнении упражнений для их закрепления следует всегда обращать внимание на правильное чередование и последовательность работы и отдыха.

Когда мы говорим о принципе прочности усвоения нового материала, следует иметь в виду, что изучению нового элемента или фигуры обязательно предшествуют различные вспомогательные и подготовительные упражнения. Закрепление навыков не должно быть самоцелью. Напротив, прочное закрепление подводящих подготовительных и имитационных упражнений может только нанести вред. Спортсмен в своей подготовке должен использовать все основные средства обучения, к которым относятся общеразвивающие, подготовительные и имитационные упражнения.

Началу занятий синхронным плаванием должна предшествовать общая плавательная подготовка: уверенное владение четырьмя спортивными способами плавания в модификации, обусловленной спецификой синхронного плавания. Изменения эти описаны в разделе «Техника синхронного плавания», и овладение ими не связано с ломкой существующего стереотипа плавательных движений.

Процесс обучения в синхронном плавании начинается с овладения специфичными основами технической подготовки: основными плавательными позициями; движениями рук в этих положениях; передвижениями в различных позициях головой или ногами вперед, измененной техникой спортивного плавания; выполнением вращений, поворотов и оборотов; ныряниями; основными фигурами синхронного плавания.

Список использованной литературы:

  1. Синхронное плавание. Парфенов В.А., Кононенко Ю.Л., Киев, «Здоров'я», 1979, 104 с. Подробнее.