Общие тенденции современной техники

версия для печативерсия для печати
Техника горнолыжного спорта

Параллельное ведение лыж
Повороты на параллельных широко идущих лыжах применяются во всех дисциплинах горнолыжного спорта. Практически отсутствует заметное схождение или расхождение лыж (коньковая разножка) во всех стадиях поворота, как на трассе, так и в свободном катании. Достичь этого с определённым уровнем стабильности весьма не просто.

В процессе любого поворота ноги движутся в разных направлениях – наружная поворачивает внутрь, в то время как внутренняя вращается наружу (относительно оси симметрии тела). Поэтому удержать и вести горные лыжи параллельно – технический навык, требующий отработки. Лыжи ведутся параллельно даже в поворотах, требующих небольшого перенаправления при входе в поворот. Несмотря на то что современная техника нацелена на переход из одной чисто вырезанной дуги в другую, незначительное смещение и перенаправление раскантованных лыж в стадии сопряжения дуг порой необходимо на крутых участках трассы, в круглых законченных поворотах.

Это явление ещё называют прерывистым сопряжением. Прерывистое сопряжение является сегодня скорее элементом техники прошлого. К сожалению, полностью избежать его не удаётся, поэтому ведущие спортсмены великолепно владеют не только резаными дугами, но и смещением плоских параллельно идущих лыж. Скоростные преимущества параллельного ведения лыж очевидны. Оно позволяет оказывать более сильное давление на внутреннюю лыжу во второй половине поворота. Это, в свою очередь, помогает избежать чрезмерного врезания, «запирания» канта внешней лыжи. Таким образом, обе лыжи загружены и вовлечены в резание плавных, более быстрых, дуг. Если бы лыжи находились в положении коньковой разножки, загрузка внутренней лыжи привела бы к проскальзыванию внешней лыжи или просто к заваливанию спортсмена внутрь поворота. Иными словами, внутренняя лыжа, идущая не параллельно внешней, не может эффективно участвовать в процессе резания дуги поворота.

Техника горнолыжного спорта

Параллельные голени и колени
Угол закантовки создаётся в основном заклоном тела с выпрямленной внешней ногой. Закантовка при помощи колена практически отсутствует в скоростном спуске, слаломе-гиганте и супергиганте и сведена к минимуму в слаломе. Вытянутая, но незаблокированная в коленном суставе, «прямая» внешняя нога создаёт эффективное, с точки зрения биомеханики, положение, которое позволяет выдерживать значительные силы, действующие на спортсмена в современных поворотах. Такое положение внешней ноги переносит основную нагрузку с суставов и мышц на костный каркас тела, что в значительной мере снижает травматизм (в частности, травмы коленного сустава). Ведущие спортсмены в среднем получают гораздо меньше травм, чем спортсмены более низкого уровня.

Заклон, смещение внутрь с параллельными голенями позволяет центру масс спортсмена продвигаться по более короткому спрямлённому пути при прохождении трассы. Комбинация параллельных голеней/коленей и параллельного ведения лыж даёт возможность резать обеим лыжам. Всё это приводит к значительному увеличению скорости.

Загрузка внутренней лыжи
Ведущие спортсмены поддерживают приблизительное соотношение давления на внешнюю лыжу к давлению на внутреннюю 80:20 в слаломе-гиганте и 70:30 в слаломе только в начальной стадии поворота. В процессе поворота это соотношение меняется. Обычно поворот начинается над линией падения склона с почти 90% давления на внешней лыже. По мере входа в линию падения склона внутренняя лыжа начинает нести большую нагрузку, не только помогая поддержанию бокового равновесия, но и активно участвуя в резании дуги поворота. Вполне нормальным считается соотношение 60:40 в завершающей стадии поворота. В скоростных дисциплинах это соотношение может быть верным и для всего поворота за исключением очень крутых участков. В исключительных случаях соотношение может поддерживаться в районе 50:50 в течение всего поворота. Это часто ошибочно принимают за особенность современной техники. В действительности это лишь частный случай, используемый на прямых пологих участках трассы. Загрузка внутренней лыжи эффективна и даёт прирост скорости только при параллельном ведении лыж на протяжении всего поворота.

Техника горнолыжного спортаНоски лыж на одном уровне
Несмотря на то что лыжи ведутся широко, разножка в продольном плане уменьшилась как в слаломе, так и в скоростном спуске. Положение лыж с находящимися практически на одном уровне носками (особенно в начальной и средней стадиях поворота) помогает обеспечить параллельное ведение и раннее начало резания дуги. Продольная разножка создаёт ненужное контрвращение корпуса и может вызвать преждевременную загрузку внутренней лыжи. Это, в свою очередь, влияет на боковое равновесие и резание дуги обеими лыжами. Минимальная продольная разножка поддерживает корпус и ноги в одной плоскости на протяжении почти всего поворота. Это наиболее естественное и стабильное, с точки зрения биомеханики, положение тела, напоминающее стойку скоростного спуска, - наиболее эффективное в горных лыжах.

Пересечение «под» и «над» происходят одновременно
В современной технике в стадии сопряжения поворотов используются оба типа пересекающих движений. Пересечением «над» называется прохождение центра масс спортсмена над лыжами в направлении центра следующего поворота. Это движение преобладает в законченных поворотах слалома-гиганта и супергиганта на крутых участках трассы. Это движение менее выражено в современном слаломе.

Пересечением «под» названо прохождение лыж под телом. Это движение вступает в игру в поворотах слалома-гиганта и супергиганта на участках средней крутизны. Пересечение «под» широко используется в современном слаломе. Оно обычно применяется в комбинации с разгрузкой вниз. Вне зависимости от вида пересечения, в современных поворотах используется вся лыжа. Поворот обычно заканчивается с давлением на пятках лыж и начинается с давлением на их передней части. Оба вида пересекающих движений не только перемещают лыжи на другую сторону от тела для следующего поворота, но и содействуют перецентровке, перемещению давления с пяток на переднюю часть лыж. На самом деле в большинстве поворотов пересечение «над» и «под» происходит одновременно, обеспечивая перемещение центра масс вперёд и в горизонтальном плане.

Использование лыж, которые начинают резать поворот при загрузке передней части – «с носка», - в комбинации с быстрыми своевременными пересечениями «над» и «под» при переходе в новый поворот обеспечивает раннюю закантовку.

Разгрузка вниз
Разгрузка вниз используется во всех дисциплинах как метод разгрузки лыж позволяющий им проходить под телом для перехода в новый поворот. Применение этого приёма создаёт так называемый виртуальный бугор между поворотами. Спортсмен как бы подтягивает под себя ноги – таким же образом, как если бы он переезжал через бугор в стадии сопряжения поворотов и выпрямляет их в поворот так, будто это впадина между буграми.

Комбинация разгрузки вниз и пересекающего «под» движения эффективна в поворотах на склонах средней крутизны. Такая комбинация обеспечивает раннюю закантовку и резание дуги обеими лыжами, благодаря чему значительно повышается скорость прохождения средних по сложности участков.

Техника горнолыжного спортаРанняя закантовка
Современные повороты гиганта и слалома представляют собой не совершённые дуги окружности, а скорее напоминают по форме размашистую запятую. Основное изменение направления в повороте происходи над линией падения склона. Поэтому и резание дуги тоже должно начинаться до пересечения спортсменом линии падения склона. Это позволяет спортсмену ускоряться на выходе из линии падения, выполняя 70% поворота до фактического прохождения ворот. Для обеспечения этого лыжа должна быть закантована на самой начальной стадии поворота. Хорошо синхронизированные пересекающие движения в комбинации с выпрямлением и заклоном смещают тело внутрь поворота прежде, чем создаётся значительное давление на внешнюю лыжу. Порой результатом может быть начало поворота на внутренней лыже. Это довольно распространённая техническая ошибка, которая часто неправильно трактуется как элемент современной техники. Раннюю закантовку и «заваливание внутрь» на начальной стадии поворота разделяет весьма тонкая грань. Тем не менее ведущие спортсмены почти всегда тонко чувствуют это различие и идут именно «на грани».

Давление в линии падения склона
Для поддержания скорости и тем более для ускорения при выходе из поворота лыжи должны быть загружены над линией падения склона, или, по крайней мере, при входе в неё. Такой момент загрузки лыж влияет в большей степени на повороты гиганта и супергиганта, но и в слаломе может давать выигрыш во времени. Ведущие спортсмены «отпускают лыжи», выходя из линии падения склона. Таким образом, давление на лыжи в этой стадии поворота минимально. Это весьма существенно, так как давление на лыжи после пересечения лини падения склона всегда приводит к излишнему скруглению дуги вверх по склону, что, естественно, ведёт к замедлению. Иными словами, спортсмены всегда стремятся резать большую часть дуги вдоль склона, а не поперёк, если только движение поперёк склона не вызвано необходимостью спуска по намеченной траектории (последнее может быть актуально в скоростных дисциплинах).

Комбинация пересекающего движения, ранней закантовки и давления в линии падения склона с ранней разгрузкой («отпусканием») лыж используется для создания ускорения в поворотах.

Анализируя технику спортсменов, тренерам важно разделять элементы индивидуального стиля езды, технические огрехи и общие тенденции современной техники. Грамотный подход к изучению техники ведущих спортсменов даёт весьма объективные результаты, т.к. лидеры демонстрируют лучшую технику, которая не зависит от стиля или необходимости сознать определённое визуальное впечатление (как, например, во фристайле).

Когда техника или элементы техники обеспечивают лучшее время на трассе, они безоговорочно принимаются и используются другими спортсменами. Восемь приведённых элементов, характерных для современной техники, тесно взаимосвязаны. Большинство из них может быть эффективно использовано только при условии того, что остальные элементы также присутствуют в техническом арсенале спортсмена. Комбинация всех восьми элементов, выполненная в соответствующей последовательности, создаёт атлетичную, динамичную, мощную и в то же время грациозную современную технику. Все описанные здесь тенденции современной техники великолепно демонстрируют спортсмены на приведённых фотографиях.

Список использованной литературы:

  1. Грэг Пяянта СУ, 261 с.