Шаги в произвольном катании

Опубликовано
Наташка
http://www.fizkult-ura.ru

Фигурное катание

Общая картина перемещения фигуриста по площадке во время исполнения произвольной программы обычно весьма сложна. Здесь очень важны уверенное экономичное скольжение, владение шагами и спиралями различной формы, умение кататься на крутых дугах, используя широкие возможности фигурных коньков, создающих исключительно благоприятные условия для скольжения по инерции.

Шаги представляют собой комбинации толчков, дуг, троек, перетяжек, скобок, крюков, выкрюков и петель, с помощью которых фигурист перемещается по площадке.

Шаги в фигурном катании могут быть классифицированы по нескольким признакам. Различают шаги, выполняемые на одной ноге с переходом на другую и на двух ногах. Комбинации шагов на двух ногах называют змейками. В зависимости от рисунка комбинаций шагов различают дорожки по прямой, по кругу и так называемый серпантин — комбинацию шагов с извилистым рисунком, состоящую из крутых дуг. С учетом основного ключевого элемента, встречающегося в данной комбинации, различают шаги тройкой, скобкой, крюком, выкрюком, петлей, на зубцах и т. д.

Шаги в фигурном катании

Одни шаги служат для поддержания и увеличения скорости скольжения, другие благодаря оригинальности и сложности движений играют самостоятельную роль, наиболее полно и точно отражая характер музыки, ее колорит. Оба вида шагов постепенно сближаются, а в лучших композициях одновременно решают обе задачи. Простые перебежки и подталкивания заменяются оригинальными комбинациями. Повороты, перетяжки, петли, подскоки и вращения, многократно повторяемые в различных сочетаниях, значительно повышают двигательные возможности фигуриста, улучшают композиционный рисунок программы.

Перебежка — простейшая разновидность шагов. Ее выполняют ходом вперед и назад. Овладение перебежками создает основу для совершенствования шаговых движений, рождает у исполнителя чувство легкости, непринужденности и естественности скольжения.

Перебежку вперед разучивают с помощью следующих упражнений. После небольшого разбега фигурист приседает и скользит на двух коньках, расположенных параллельно и плотно друг к другу. Следует добиваться бесшумного скольжения. Контролируют правильность выполнения упражнения по звуку: при хорошем выполнении слышен лишь легкий хруст льда.

След должен быть тонким, почти без снежной стружки. Упражнение сначала выполняют по прямой, а затем по дугам — вправо и влево.

Отталкивание наружной (правой) ногой. Коньком правой ноги нажимают на лед, выполняя толчок. Конек движется без проскальзывания и касания льда зубцами. В конечном положении правую ногу выпрямляют и отводят назад. Левая нога все время согнута.

Отталкивание внутренней (левой) ногой. Из исходного положения левую ногу перемещают несколько назад и, нажимая на лед наружным ребром конька, мягко выполняют толчок, без проскальзывания и касания льда зубцами. Одновременно правую ногу выносят вперед и несколько внутрь левой и держат согнутой на протяжении всего толчка до возвращения левой ноги в исходное положение.

Освоив скольжение на двух ногах в положении приседа, отталкивание правой и левой ногой, переходят к упрощенному варианту перебежки вперед. Каждое движение выполняют на 4 счета в следующей последовательности: скольжение на двух ногах, толчок правой ногой, толчок левой ногой, скольжение на двух ногах, и т. д. Затем переходят к выполнению собственно перебежки, т. е. чередуют толчки левой и правой ногой без промежуточного скольжения на двух ногах.

Выполнять перебежки назад проще, чем вперед. Наиболее распространенная ошибка — скобление льда зубцами конька из-за чрезмерного наклона тела вперед. Для ее устранения добиваются более вертикального положения туловища, контролируя правильность перебежки на слух: касание льда зубцами конька хорошо слышно как окружающим, так и самому фигуристу.

Главные технические особенности перебежек — сильно согнутая опорная нога, полное выпрямление толчковой ноги в конце толчка, отсутствие вертикальных перемещений тела и непринужденное положение головы, плеч и рук.

После овладения перебежками можно приступать к разучиванию шагов с поворотами. Многие встречающиеся в них положения являются исходными, промежуточными или конечными в более сложных элементах — прыжках и вращениях. Кроме того, повороты в шагах часто выполняют настолько слитно, что создается эффект вращения — фигурист вращается и одновременно перемещается по ледяной дорожке. Такие шаги положительно влияют на функции вестибулярного аппарата и готовят организм спортсмена к выполнению сложных вращений.

Простейшими считаются шаги, в которых основной поворот — тройка. К достаточно легким и весьма полезным относится шаг тройкой вперед-наружу. Он состоит из тройки левая назад-внутрь с последующей сменой скольжения на правой назад-наружу. Тройку выполняют так, чтобы в исходном положении свободная нога была выпрямлена и отведена назад, а в момент поворота не полностью прижималась бы к опорной. Важно четко фиксировать конечное положение поворота тройкой: в положении левой назад-внутрь правая нога выпрямлена и отведена назад. Переход на правую назад-наружу сопровождается энергичным отталкиванием внутренним ребром левого конька, в результате чего левая нога выпрямляется и отводится назад-вверх.

В исходном и конечном положениях свободная нога развернута, туловище и голова держатся прямо. Нельзя допускать резких движений руками.

Подготовительным упражнением к выполнению прыжков, в частности прыжка петлей, считается шаг тройкой назад-наружу. В исходном положении фигурист скользит ходом правой назад-наружу, левая нога впереди, затем выполняет тройку правой назад-наружу — правой вперед-внутрь и переводит левую ногу в положение назад-внутрь. После этого правую ногу ставят назад-наружу, и шаг повторяется.

Здесь есть ряд особенностей, соблюдение которых значительно улучшает качество выполнения шага. В исходном положении плечи и голова обращены внутрь круга, свободная нога при повороте тройкой несколько развернута и скрещена с опорной впереди нее. Переход на правую назад-наружу выполняется как аналогичная перебежка назад и заканчивается тройкой назад-наружу.

Оба рассмотренных шага весьма удобны для увеличения скорости скольжения, а при соответствующей хореографической окраске могут приобрести и определенный танцевальный характер. Шаги тройкой при последовательном выполнении в одну сторону образуют круговые комбинации. Эти же шаги, выполненные поочередно с разных ног, образуют серпантин.

Часто встречается — как самостоятельно, так и в различных комбинациях — шаг крюком назад-наружу. Из исходного положения левая вперед-внутрь, правая нога впереди следует переход на правую назад-наружу, левая нога сзади. Затем выполняют переход в исходное положение на левую вперед-внутрь, одновременно выносят правую ногу вперед, и шаг повторяется. Голову необходимо держать прямо, а спину прогнуть.

Весьма полезны и эффектны скобочные шаги. Они могут быть исполнены как по прямой, так и по кругу. Наряду с шагами на ребрах коньков существуют шаги на зубцах. Как правило, их включают в различные комбинации, чтобы подчеркнуть характерные моменты музыкального сопровождения. Шаги на зубцах являются хорошим упражнением для укрепления голеностопных суставов и развития мышц стопы. Здесь, как и вообще в шагах, важна хорошая осанка. Как правило, шаги на зубцах нужно выполнять так, чтобы вертикальные перемещения тела не были заметны.

Составляя комбинации, следует чередовать шаги, позволяющие увеличивать скорость движения, с шагами, в которых эта возможность выражена слабее.

Список использованной литературы:

  1. Фигурное катание на коньках: Учеб. для ин-тов физ. культ. Под общ. ред. А. Н. Мишина. — М.: Физкультура и спорт, 1985. — 271 с.